Магия имени
Аргументы и Факты: - Татьяна Сергеевна, каким образом вы ощущаете магию своего имени. И помогает ли это в жизни?
Татьяна Абрамова: - Думаю, я не случайно ношу это имя. Имя много значит для человека, для его отношений с окружающими. Кто-то называет меня Татьяна Сергеевна, кто-то - Татьянка. И с этими людьми у меня разные отношения, разные ситуации, в которых мы встречаемся в жизни. Вот бабушка называла меня Танюшка - с ударением на первый слог. И это было так приятно!
Однажды я осознала, что Татьяна - устроительница, мне стали понятны очень многие факты моей жизни, почему я привожу в порядок, совершенствую любое «моё» пространство - дом, работа, отношения с близкими людьми. А поскольку я психолог развития, и преподаватели зародили во мне постоянное стремление к достижению нового качества жизни, то я делаю это постоянно.
АиФ: - Татьянин день, пожалуй, один из самых популярных праздников. Все стремятся поздравить своих знакомых с таким именем. Приятно принимать поздравления в этот день?
Т.А.: - Конечно. Даже не столько принимать поздравления, сколько общаться с людьми, которых давно не видела и не слышала. Для меня это день радости, который даёт мощный заряд энергии.
АиФ: - На ваш взгляд, какие сферы жизни может обустроить Татьяна-устроительница?
Т.А.: - Любой человек влияет только на тот мир, в котором живёт. Архитектор обустраивает одно пространство, домохозяйка - другое. Но Татьяны всегда стараются усовершенствовать этот мир, начиная с каких-то бытовых мелочей и заканчивая тем, чтобы их действия приносили пользу миру.
Трудности взаимопонимания
АиФ: - В своей профессиональной деятельности вам приходится работать с детьми, их родителями, семьями. Чему-то учитесь у тех семей, с которыми общаетесь?
Т.А.: - Учусь. Человек не может оставаться таким, какой он есть, он меняется. Но при этом может сознательно улучшать свою жизнь. Каким образом это делать? Мир многообразен, и в нём всегда найдётся знак, чтобы в своей жизни найти ответы на свои вопросы и приблизиться к тому, к чему стремишься. У каждой семьи - своя мудрость, свой уклад жизни, и у каждой есть чему поучиться.
АиФ: - Как этот опыт помогает в воспитании собственных детей?
Т.А.: - Моей дочери сейчас 8 лет. В воспитании ребёнка мне помогает, прежде всего, психологическое образование, потому что я могу переосмысливать свой личный опыт - как меня воспитывали, и что я узнала из книг и практик. Самое главное, что я поняла - дети всё понимают, если им объяснить, даже тогда, когда ещё не могут говорить. И с Настей я теперь всегда могу договориться. Хотя на это иногда приходится тратить много душевных сил. Быстрее и проще крикнуть, шлёпнуть, отправить в угол. А придумать, как остаться с ребёнком друзьями и в то же время достичь желаемого эффекта - сложно. Но впоследствии это даёт очень хороший результат в воспитании.
АиФ: - Часто ли современные родители допускают ошибки в воспитании детей? И отчего это происходит - от незнания, от нехватки времени, от нежелания заниматься воспитанием ребёнка?
Т.А.: - Ошибаются все, даже педагоги с мировым именем. Но дело не в ошибках, а в том, как человек умеет их преодолевать. Очень важно однажды начать эту работу над ошибками. Взрослые зачастую сами провоцируют то или иное поведение ребёнка. Поэтому работу по изменению ситуации нужно начинать с себя.
АиФ: - Как выглядит путь к взаимопониманию с ребёнком в вашей жизни? Как вы «обустраиваете» эти отношения?
Т.А.: - Договариваемся. Ссоримся. Извиняемся. Миримся. А ещё мы с дочерью вместе танцуем. Она - в студии для детей, я - в студии для взрослых. И эта ситуация рождает дополнительное взаимопонимание с ребёнком. Нагрузка физическая во время танцев велика. И, думаю, Настя давно бы отказалась от этих занятий. Но у неё всё время есть перед глазами живой пример - мама же продолжает танцевать. Поскольку я сама танцую и радуюсь этому, то, видимо, вдохновляю и её. Собственный пример всегда показателен. Понимаете, курящие родители не смогут объяснить своему ребёнку, почему ему не нужно курить. Всё в этой жизни делается только на личном примере.
Время профессионалов
АиФ: - Психологи часто любят рассказывать о развитии личности. Как нужно развиваться человеку, чтобы быть конкурентоспособным в современном мире? Как обустроить собственную жизнь? И что в этом процессе может помочь: Интернет, дополнительные образовательные курсы?
Т.А.:- Интернет не развивает, а насыщает. Человек становится личностью тогда, когда может выбрать то, что ему действительно необходимо. Сегодня не надо растить эгоцентрических личностей, эпоха потребления уже закончилась. Снова начинается эпоха профессионалов. Поэтому для любого человека важно развивать компетенции, выстраивать социальные связи, формировать в себе ответственность, грамотность, умение достигать оптимального результата. Делать это надо постоянно. Возможно, у вашего ребёнка не будет получаться то, что будет получаться «у всех». Но при этом наверняка у него будет получаться то, что не получается больше ни у кого. И постепенно он станет уникальным специалистом, станет достойно зарабатывать, независимо от того, будет ли он строителем, производственником, человеком творческой профессии, научным работником или спорт-сменом. Главное - научить его понимать, что в мире происходит, быть готовым к изменениям, изменяться вместе с миром и изменять мир.
Досье
Татьяна Абрамова родилась в Ижевске. Окончила Институт педагогики, психологии и социальных технологий УдГУ. Автор проектов и программ в сфере дополнительного образования детей, профессионального образования. С 2006 г. руководит Центром семьи и детства.