По этническому многообразию Удмуртия вряд ли имеет себе равных: здесь проживают представители 130 национальностей - вся палитра народов России и зарубежья. Живут они в мире и согласии. Такому «бытию» могли бы позавидовать многие другие страны, которые давно бьются над вопросом, как сделать так, чтобы на территории одного государства люди жили дружно.
О том, как селились люди разных национальностей в нашей республике и как искали формулу мирного сосуществования, рассказывает Алексей Загребин, доктор исторических наук, директор Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН.
В одном котле
«АиФ-Удмуртия»: - Алексей Егорович, в нашей стране уже пытались создать единую нацию - «советский народ». А в США, например, все граждане должны были стать «американцами». Но при этом все люди оставались разными: со своим менталитетом, своей культурой. Почему, на ваш взгляд, подобные эксперименты «объединения народов» обречены на провал?
Алексей Загребин: - Подобные эксперименты обусловлены желанием государства облегчить себе жизнь. Работать с одной общей «нацией» и управлять ею гораздо проще, чем многонациональным государством. В истории действительно были попытки привести к единому знаменателю представителей разных народов, живущих в одном государстве. Во Франции, например, есть немало сохранившихся этнических групп - эльзасцы, лотарингцы, провансальцы, бретонцы, при этом государство по сей день не признает их существование. В США, стране эмигрантов, когда шло формирование государства, активно использовалась концепция «плавильного котла», и всех вновь прибывающих граждан необходимо было превратить в «американцев», новую нацию, которая говорит на английском языке, уважает американские ценности и верит в «американскую мечту». И вроде бы внешне так и получилось - все они приняли эти «ценности», но стоит заглянуть чуть глубже, становится понятно: все народы, живущие в Америке, так или иначе, сохранили свою самобытность: язык и менталитет. Да и в нашей стране так и не появилось «советского народа», всем мы остались удмуртами, русскими, татарами и т.д.
Стерпится, слюбится…
- Известно, что еще пару веков назад удмурты жили своими общинами, чужаков к себе не принимали. Когда же начался этот процесс ассимиляции с другими народами?
- Если посмотреть на территорию республики, то со всех сторон она очень четко очерчена водными артериями: с запада рекой Вяткой, с востока - Камой, с севера - Чепцой, на юге сливаются Вятка и Кама. Это явление я называю «удмуртским островом», на котором удмурты и жили долгое время обособленно, не допуская в свой мир чужаков. Но так не могло продолжаться бесконечно. В стране начали строить железные дороги и тракты, которые всё равно должны были разрезать территорию «удмуртского острова». В XII-XIII вв. на землях удмуртов появились русские переселенцы из Вятской и Пермской губерний. Вообще, появление здесь представителей государствообразующего этноса во многом было обусловлено и государственной политикой того времени. Нужно было укреплять позиции Российской империи. На первых порах удмурты оставляли свои селенья, если по соседству с ними оказывались русские хозяйства. Однако со временем удмуртские общины стали принимать русских в свой состав, руководствуясь хозяйственными соображениями. Например, чтобы не копились долги за пустующие земельные наделы и т.д. Иногда бездетные старики принимали русских «примаков» в свои семьи, на свою землю, будучи не в силах ее обрабатывать.
- Как им удавалось при этом находить общий язык?
- Разным народам нужно было искать точки соприкосновения, учиться жить вместе. И не всегда это получалось легко и просто. Не надо забывать, что в тесном соседстве оказались носители разных языков, традиций, обычаев, обрядов и верований, разной этнической психологии. Но, как говорится, «стерпится, слюбится…» Рано или поздно в смешанных селениях накапливался взаимный опыт межэтнического общения, появлялись смешанные браки… К наибольшему сближению этносов привели крупные социальные потрясения. Первая мировая война перекроила не только политическую карту, но и этническую. На ижевский завод начали приезжать рабочие из других промышленных регионов, поскольку необходимо было в 3 раза увеличить производство стрелкового оружия, снарядов и патронов. Нужны были рабочие руки. Та же ситуация повторилась и в годы Великой Отечественной войны, когда в республику эвакуировали целые заводы из западных регионов страны. Не случайно в центре Ижевска возник целый еврейский квартал, где жили, в основном, инженерно-технические сотрудники мотозавода. В Сарапуле, например, компактно проживали немцы, в Камбарке - высланные сюда из Ленинградской области финны. Большая же часть представителей азиатских народов появилась в Удмуртии в конце XX - начале XXI в. Причиной тому были развал Советского Союза, ухудшение социально-экономического положения в бывших союзных республиках, с одной стороны, и процессы глобализации, с другой, вызвавшие своего рода второе «великое переселение народов мира». Так со временем этническая палитра республики становилась все разнообразнее.
Формула счастья
- И за все эти годы в республике не произошло ни одного серьезного межэтнического конфликта. Может быть, существует некая «формула счастья», которая позволят разным народам жить в мире и согласии?
- Счастье нашей «маленькой Удмуртии» в том, что у нас достаточно стабильная социально-экономическая ситуация, которая позволяет сдерживать межнациональные конфликты. Думаю, во многом это и заслуга людей, здесь живущих, которые на протяжении длительного времени вырабатывали нормы общежития, все эти годы старались найти компромисс во взаимоотношениях с другими народами. Удмурты по своей природе не конфликты, спокойны и дружелюбны, русские - великодушны и незлопамятны. Но нельзя забывать, что такая ситуация, к сожалению, не во всех регионах России.
- Что нужно сделать, чтобы не происходило межэтнических конфликтов?
- Нужна жесткая государственная национальная и миграционная политика, отвечающая реалиям нашего времени. Необходим постоянный мониторинг ситуации. А еще нужно всегда помнить, что в мире нет плохих народов. Мы все равны. Если люди поймут это, будут уважать право остальных быть другими, тогда и межэтнические проблемы будут легче решаться. Только процесс этот должен быть взаимным.
Досье
Алексей Загребин родился в 1972 г. в Ижевске. Окончил исторический факультет и аспирантуру Удмуртского госуниверситета, затем - Институт права, социального управления и безопасности УдГУ.
С 2005 г. работает в Удмуртском институте истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, с 2008 г. - директор института.
Автор более 150 научных и учебно-методических работ. Заслуженный деятель науки Удмуртии.