Примерное время чтения: 7 минут
2265

Мы и «они»: почему люди разных национальностей не понимают друг друга

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. "Аргументы и факты в Удмуртии" 30/10/2013
Александр Горбунов / Аиф-Удмуртия

Дарья Соловьева, «АиФ-Удмуртия»

Галина Никитина, этнограф, доктор исторических наук, профессор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, объехав десятки стран, сделала вывод, что есть только один древний закон, который способен объединить людей. И нововведения здесь не уместны. Об этом она рассказывает накануне Дня народного единства.

Великое переселение

Древние удмурты жили общинами, чужаков к себе не принимали. Женились только на своих, и только со своими умирали. Но вот парадокс, сегодня в Удмуртии проживает почти вся палитра народов России и зарубежья.

- Галина Аркадьевна, как начинался процесс тесного соседства удмуртов с представителями других национальностей?

- Судя по археологическим, историческим данным, удмурты не так долго жили уединенно. В 12-13 вв. на землях удмуртов появились русские крестьяне, а в конце 19 в. здесь не было уже ни одной чисто удмуртской волости. Русские оказывались на вятских, в том числе - удмуртских, землях в поисках лучшей доли.

На первых порах удмурты оставляли свои селенья, если по соседству с ними оказывались русские хозяйства.  Однако со временем удмуртские общины стали принимать русских в свой состав, руководствуясь хозяйственными соображениями. Например, чтобы не копились долги за пустующие земельные наделы и т.д. Иногда бездетные старики принимали русских «примаков» в свои семьи, на свою землю, будучи не в силах ее обрабатывать.

- Как им удалось найти общий язык?

- Заглянуть в прошлое и сказать, когда и как это получилось, я не могу. В одном уверена: рано или поздно в смешанных селениях накапливался взаимный опыт межэтнического общения, да и общинные интересы того требовали. Но сказать, что отношения были безоблачными, не могу. Не надо забывать, что в тесном соседстве оказались носители разных языков, традиций, обычаев, обрядов и верований, разной этнической психологии. Например, православные русские не могли понять, почему удмурты молятся в лесах, в полях, в каких-то святилищах. А удмуртов очень злило, что русские вывозили на свои наделы замерзший навоз. Им казалось, что божество земли не приемлет к себе такого отношения. В период коллективизации дело доходило до смешного: на одном конце деревни русские создавали свой колхоз, на другом удмурты - свой. Как бы то ни было, естественно-историческая оппозиция «мы-они» давала о себе знать.

- Как в Удмуртию попали другие народы?

- Татары - третий, наиболее многочисленный, этнос республики, постоянно контактировали с удмуртами по одной простой причине - они наши ближайшие соседи. И проживали они здесь еще до октября 1917 г.

В то же время в Ижевском заводе-поселке жили уже немцы, евреи, возможно, также армяне, грузины. Этнический состав еще более обогатился со строительством новых заводов в республике.

Большая же часть представителей азиатских народов - узбеков, таджиков, вьетнамцев и др. - появилась в Удмуртии в конце 20 - начале 21 в. Причиной тому были развал Советского Союза, ухудшение социально-экономического положения в бывших союзных республиках, с одной стороны, и процессы глобализации, с другой, вызвавшие своего рода второе «великое переселение народов мира». Население бедных южных регионов переселялось в богатые северные районы, а густонаселенный Восток искал пространство для жизни на Западе.

Появление новых мигрантских общин в сельской и городской местности республики местным населением воспринимается неоднозначно. Горожанам в какой-то степени проще: мы не каждый день сталкиваемся с ними на работе, в транспорте…

В деревне все иначе: там все на виду. Именно поэтому селяне считают, что из-за мигрантов они не могут устроиться на работу. Предприниматели предпочитают принимать на работу гастарбайтеров, экономя на их зарплате и прочих социальных тратах. Не нравится селянам и отношение приезжих к местным, особенно - к девушкам.

Взаимное притирание происходит сложно, иногда возникают конфликты. Причины этих конфликтов - чаще экономические или социальные, но они быстро принимают форму межэтнических. Оппозиция «мы-они» в конфликтной ситуации актуализируется, выходит на поверхность. Хорошо, что в нашем регионе такие конфликты случаются редко, и заслуга в этом, пожалуй, принадлежит местному населению. Удмурты по своей природе не конфликтны, спокойный и дружелюбный народ, русские - великодушны и незлопамятны. Но нельзя забывать, что такая ситуация не во всех регионах России.

- Что нужно сделать, чтобы не происходило межэтнических конфликтов?

- Нужна жесткая государственная и миграционная политика, отвечающая реалиям нашего времени. Необходим постоянный мониторинг ситуации. Если мы решили отдавать рабочие места мигрантам, то нужно их принимать в том количестве, сколько есть свободных рабочих мест. Иначе получится стихийное бедствие. Кроме того, без искоренения коррупции стране с этими проблемами не совладать.

Все равны

- Как оставаться человеком на фоне межэтнических конфликтов, которые происходят в России?

- В первую очередь, не следовать за толпой, готовой все громить и крушить. Нужно взывать к рассудку. А во-вторых, всегда помнить, что в мире нет плохих народов. Мы все равны. Если люди поймут это, будут уважать право остальных быть другими, тогда и межэтнические проблемы будут легче решаться. Только процесс этот должен быть взаимным.

- Как вы считаете, каким может быть исход у «великого переселения»?

- Сложно сказать. Хотя ситуация, сложившаяся в некоторых европейских странах, настораживает. В конце прошлого года, перед выездом во Францию, нас предупредили: селиться на окраинах Парижа нежелательно, хотя и дешевле. Дело в том, что в этих районах проживают преимущественно мигранты, и жить там небезопасно. Выходит, что французы в своей стране уже не могут чувствовать себя свободно и безопасно, как раньше.

Душа в душу

- Что должно произойти, чтобы народы научились жить дружно?

- Приведу простой пример: моя знакомая, русская, вышла замуж за грузина. Уже несколько лет они живут душа в душу, соблюдают традиции народов, к которым принадлежат, законы страны, в которой живут. Их дети охотно ездят в Грузию и комфортно чувствуют себя в России, поскольку владеют русским и грузинским языками. Теперь спросите меня, почему этим людям удается понимать друг друга? И я отвечу: они любят друг друга. Так вот, чтобы народам жить дружно, им нужно если не любить друг друга, то хотя бы уважать, тогда все получится.

Галина Никитина вывела свою формулу, как людям научиться жить в согласии. Фото: Аиф-Удмуртия / Дарья Соловьева

Досье

Галина Никитина родилась в 1951 г. в д. Лонки-Ворцы Игринского района Удмуртии. Окончила Можгинское педагогическое училище, исторический факультет УдГУ, аспирантуру при кафедре этнографии МГУ.

С 1985 г. работает в УИИЯЛ УрО РАН, ведущий научный сотрудник отдела исторических исследований. Автор более 110 научных работ, 3 монографий.

Заслуженный деятель науки УР.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах