Дарья Соловьева, «АиФ-Удмуртия»
Галина Никитина, этнограф, доктор исторических наук, профессор Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН, объехав десятки стран, сделала вывод, что есть только один древний закон, который способен объединить людей. И нововведения здесь не уместны. Об этом она рассказывает накануне Дня народного единства.
Великое переселение
Древние удмурты жили общинами, чужаков к себе не принимали. Женились только на своих, и только со своими умирали. Но вот парадокс, сегодня в Удмуртии проживает почти вся палитра народов России и зарубежья.
- Галина Аркадьевна, как начинался процесс тесного соседства удмуртов с представителями других национальностей?
- Судя по археологическим, историческим данным, удмурты не так долго жили уединенно. В 12-13 вв. на землях удмуртов появились русские крестьяне, а в конце 19 в. здесь не было уже ни одной чисто удмуртской волости. Русские оказывались на вятских, в том числе - удмуртских, землях в поисках лучшей доли.
На первых порах удмурты оставляли свои селенья, если по соседству с ними оказывались русские хозяйства. Однако со временем удмуртские общины стали принимать русских в свой состав, руководствуясь хозяйственными соображениями. Например, чтобы не копились долги за пустующие земельные наделы и т.д. Иногда бездетные старики принимали русских «примаков» в свои семьи, на свою землю, будучи не в силах ее обрабатывать.
- Как им удалось найти общий язык?
- Заглянуть в прошлое и сказать, когда и как это получилось, я не могу. В одном уверена: рано или поздно в смешанных селениях накапливался взаимный опыт межэтнического общения, да и общинные интересы того требовали. Но сказать, что отношения были безоблачными, не могу. Не надо забывать, что в тесном соседстве оказались носители разных языков, традиций, обычаев, обрядов и верований, разной этнической психологии. Например, православные русские не могли понять, почему удмурты молятся в лесах, в полях, в каких-то святилищах. А удмуртов очень злило, что русские вывозили на свои наделы замерзший навоз. Им казалось, что божество земли не приемлет к себе такого отношения. В период коллективизации дело доходило до смешного: на одном конце деревни русские создавали свой колхоз, на другом удмурты - свой. Как бы то ни было, естественно-историческая оппозиция «мы-они» давала о себе знать.
- Как в Удмуртию попали другие народы?
- Татары - третий, наиболее многочисленный, этнос республики, постоянно контактировали с удмуртами по одной простой причине - они наши ближайшие соседи. И проживали они здесь еще до октября 1917 г.
В то же время в Ижевском заводе-поселке жили уже немцы, евреи, возможно, также армяне, грузины. Этнический состав еще более обогатился со строительством новых заводов в республике.
Большая же часть представителей азиатских народов - узбеков, таджиков, вьетнамцев и др. - появилась в Удмуртии в конце 20 - начале 21 в. Причиной тому были развал Советского Союза, ухудшение социально-экономического положения в бывших союзных республиках, с одной стороны, и процессы глобализации, с другой, вызвавшие своего рода второе «великое переселение народов мира». Население бедных южных регионов переселялось в богатые северные районы, а густонаселенный Восток искал пространство для жизни на Западе.
Появление новых мигрантских общин в сельской и городской местности республики местным населением воспринимается неоднозначно. Горожанам в какой-то степени проще: мы не каждый день сталкиваемся с ними на работе, в транспорте…
В деревне все иначе: там все на виду. Именно поэтому селяне считают, что из-за мигрантов они не могут устроиться на работу. Предприниматели предпочитают принимать на работу гастарбайтеров, экономя на их зарплате и прочих социальных тратах. Не нравится селянам и отношение приезжих к местным, особенно - к девушкам.
Взаимное притирание происходит сложно, иногда возникают конфликты. Причины этих конфликтов - чаще экономические или социальные, но они быстро принимают форму межэтнических. Оппозиция «мы-они» в конфликтной ситуации актуализируется, выходит на поверхность. Хорошо, что в нашем регионе такие конфликты случаются редко, и заслуга в этом, пожалуй, принадлежит местному населению. Удмурты по своей природе не конфликтны, спокойный и дружелюбный народ, русские - великодушны и незлопамятны. Но нельзя забывать, что такая ситуация не во всех регионах России.
- Что нужно сделать, чтобы не происходило межэтнических конфликтов?
- Нужна жесткая государственная и миграционная политика, отвечающая реалиям нашего времени. Необходим постоянный мониторинг ситуации. Если мы решили отдавать рабочие места мигрантам, то нужно их принимать в том количестве, сколько есть свободных рабочих мест. Иначе получится стихийное бедствие. Кроме того, без искоренения коррупции стране с этими проблемами не совладать.
Все равны
- Как оставаться человеком на фоне межэтнических конфликтов, которые происходят в России?
- В первую очередь, не следовать за толпой, готовой все громить и крушить. Нужно взывать к рассудку. А во-вторых, всегда помнить, что в мире нет плохих народов. Мы все равны. Если люди поймут это, будут уважать право остальных быть другими, тогда и межэтнические проблемы будут легче решаться. Только процесс этот должен быть взаимным.
- Как вы считаете, каким может быть исход у «великого переселения»?
- Сложно сказать. Хотя ситуация, сложившаяся в некоторых европейских странах, настораживает. В конце прошлого года, перед выездом во Францию, нас предупредили: селиться на окраинах Парижа нежелательно, хотя и дешевле. Дело в том, что в этих районах проживают преимущественно мигранты, и жить там небезопасно. Выходит, что французы в своей стране уже не могут чувствовать себя свободно и безопасно, как раньше.
Душа в душу
- Что должно произойти, чтобы народы научились жить дружно?
- Приведу простой пример: моя знакомая, русская, вышла замуж за грузина. Уже несколько лет они живут душа в душу, соблюдают традиции народов, к которым принадлежат, законы страны, в которой живут. Их дети охотно ездят в Грузию и комфортно чувствуют себя в России, поскольку владеют русским и грузинским языками. Теперь спросите меня, почему этим людям удается понимать друг друга? И я отвечу: они любят друг друга. Так вот, чтобы народам жить дружно, им нужно если не любить друг друга, то хотя бы уважать, тогда все получится.
Досье
Галина Никитина родилась в 1951 г. в д. Лонки-Ворцы Игринского района Удмуртии. Окончила Можгинское педагогическое училище, исторический факультет УдГУ, аспирантуру при кафедре этнографии МГУ.
С 1985 г. работает в УИИЯЛ УрО РАН, ведущий научный сотрудник отдела исторических исследований. Автор более 110 научных работ, 3 монографий.
Заслуженный деятель науки УР.