- Посмотрите, посмотрите, что со стенами творится!, - отрывает остатки обоев Роза Бесогонова. Уже через несколько секунд она отдёргивает руку. Под обоями чёрнеет плесень.
Мой взгляд ползёт по стене вниз. Там сквозь доски пробивается молодой клён. Ему здесь под крышей хорошо. 2 года назад семья Бе согоновых бежала отсюда без оглядки. Тогда ещё с надеждой получить новое жильё взамен старому. По закону. Однако чиновники посчитали, что ужиться под одной крышей с клёном можно.
Деревянный барак
Старый телевизор стоит посередине комнаты, свёрнутый наскоро ковёр притулился в углу, на окнах грустно обвисают шторы. Несмотря на разруху, кажется, что хозяева вот-вот должны вернуться из длительной поездки.
- Когда мы бежали из дома, половину вещей оставили,- смахивает со стола пыль Роза. - Ничего не хотелось забирать и перетаскивать с собой из этого кошмара.
Барак разваливается на глазах. Давно признанный аварийным, он так и стоит на прежнем месте. А его хозяева не могут получить новое жильё. Хотя по решению суда они должны были вселиться в новые стены ещё 4 года назад.
Р.Б.: - Прежде, чем подать в суд, мы узнали, что задолго до нашего проживания, барак был признан аварийным. По «бумагам» его должны были снести, а жителей расселить. Но этого так и не сделали, продолжали брать деньги с людей за проживание. Мы запросили документы техобслуживания в управляющей компании, нам их показали, но даже копию на руки не дали. Тогда мы за свои деньги провели техобследование, которое подтвердило, что дом не подлежит капремонту.
Так началась квартирная эпопея Бесогоновых. Суд вынес вердикт: выдать семье 2-комнатную квартиру, а дом снести. Но в Администрации Ижевска сказали, что квартир нет. Однако в это время занялись продажей муниципальных площадей в новеньком доме на ул. Берша. Перепродавая их на аукционе риелторам втридорога. Вот тут терпение у Бесогоновых лопнуло.
Тазик наготове
Старенький дом оказался очень чувствительным. Реагировал на все погодные изменения. Прогноз синоптиков Бесогоновы старались не пропускать, чтобы быть готовыми во всеоружии к капризам природы. Зимой топили 3 раза в день печь и ходили дома в валенках. Весной всегда держали тазик под рукой, чтобы вовремя подставить под льющиеся потоки с потолка.
Р.Б.: - Мы до последнего боролись, делали неоднократно ремонт. Но ничего не спасало от плесени и разводов на потолке и стенах. Когда у нашего 4-летнего сына закончилась вторая медкнижка, мы решили, что пора спасаться бегством. Сняли квартиру.
В Администрации по-прежнему утверждали, что подходящей квартиры нет. Убедившись, что чиновники так просто квартиру не выделят, Роза подыскала на сайте муниципального образования продаваемую на аукционе квартиру. И снова пошла в суд. Дело она выиграла: квартиру опечатали, наложили запрет совершать какие-либо с ней сделки. Однако чиновников это не остановило. Скоро туда заселилась другая семья, у которой даже не было судебного решения по переселению.
Р.Б.: - Сейчас мы ждём ответа по очередному заявлению.
Роза уже сбилась со счёта, в какой раз пишет заявление. Чтобы эту сделку признали недействительной, обратились в Следственный комитет и Прокуратуру.
В отчаянии Бесогоновы даже начали обивать пороги Администрации. Ходили, пока перед ними не закрыли двери, и не перестали записывать на приём…
Позиция эколога Натальи Аксеновой:
Ветхое жильё - опасная зона. И дело не только в том, что жильцы такого помещения могут оказаться, например, под внезапно обвалившимся потолком. Здесь всегда есть угроза здоровью людей.
- Неблагополучие ветхого жилья уже стало притчей во языцех: проживающие в таких «квартирах» люди зачастую вынуждены делить свою жилплощадь с крысами, тараканами, клопами и т.п.
Причинами такого неблагополучия становятся и общая изношенность жилого фонда, систем вентиляции и канализации, и отсутствие финансирования, необходимого для обслуживания домов и придомовых территорий. Плохо вентилируемые помещения с повышенной влажностью - очаг распространения серьёзной эпидемиологической опасности: черной плесени. Долговременный контакт со спорами этого грибка может спровоцировать возникновение новых и осложнить течение имеющихся аллергических заболеваний. Возбудители инфекции могут распространяться с потоком крови и поражать другие внутренние органы, в частности, спровоцировать почечную и печёночную недостаточность, менингит, остеомиелит, миокардит и другие тяжёлые нарушения здоровья. Больше других страдают от плесени больные сахарным диабетом и синдромом приобретенного иммунодефицита. Из ветхих домов нужно бежать без оглядки.
Мнение эксперта
Валерий Новичков, юрист, адвокат Ижевской коллегии адвокатов УР:
- Жители ветхого и аварийного жилья оказываются бесправными даже после того, как суд выносит решение в их пользу. «Свободных квартир нет» - слышат они от чиновников. В то же самое время представители власти продают эти квартиры, построенные за счёт средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ, по коммерческой цене на аукционах. Ранее в муниципалитете сообщали, что на средства от реализации недвижимости будет приобретено жилье на вторичном рынке для передачи по договору социального найма. Однако этого не произошло.
Семья Бесогоновых, отчаявшись добиться справедливости, написала жалобы в службу судебных приставов, Прокуратуру Октябрьского района и Следственное управление СК РФ по УР. Но и здесь вместо положенных по закону 3 дней они ждут ответа 3-й месяц. Решение по их вопросу пока не принято. И будет ли принято?
Мнение власти
Николай Буторин, начальник Управления муниципального жилья Администрации Ижевска:
- Сейчас в списке 156 жилых домов, признанных аварийными, подлежащими расселению и сносу. В них проживает 950 семей или 3,3 тыс. человек.
С 2008 г. переселение граждан из аварийного жилищного фонда производится в соответствии с федеральным законом № 185 от 21 июля 2007 г. за счёт средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2011-2012 гг. были включены 29 домов, это 181 семья или 564 человека. В 2013 г. по этой программе были построены 4 дома по ул. Дружбы и 3 дома по ул. Степной. В настоящее время идёт переселение граждан в эти дома.
Если программа в дальнейшем получит достаточное финансирование на 2013-2015 гг., то дома, признанные аварийными до 1 января 2012 г. будут расселены в соответствии с нормами действующего законодательства.
Кстати
По информации Удмуртстата, в республике 729,1 тыс. кв. м ветхого жилья или 2,3% всего жилого фонда. Официально ветхим признано 558 тыс. кв. м. Особенно изношен фонд в сельской местности - 499,5 тыс. кв. м или 5,2% жилого фонда.В 2012 г. было снесено 23,1 тыс. кв. м, непригодных для проживания.
По количеству ветхого жилья Удмуртия занимает 8 место в Приволжском федеральном округе. Наиболее низкая доля ветхого жилья в Башкортостане и Ульяновской области - 1,3%, Татарстане - 1,4%. Наиболее высокая - в Кировской области - 7%.