Сегодня Людмила Костромина - заведующая по учебно-воспитательной работе детской художественной школы. В 1980 году она создала графический символ города, где с помощью стеклодува, шестерни и елей она отразила можгинскую историю, экономику и экологию. Но тогда на рассмотрение художественного совета и руководства Можги почти все художники города предложили более 20 эскизов. Почему же был выбран именно этот?
Без авторских прав
«АиФ-Удмуртия», Светлана Стовбун: - Людмила Никитична, вы представили на конкурс единственный эскиз?
Людмила Костромина: - Из 20 эскизов, представленных на рассмотрение депутатов и сотрудников можгинского горисполкома, четыре работы были мои, - рассказывает Людмила Никитична. - В одной я акцентировала внимание на промышленности, в другой - на сельском хозяйстве, в третьей - на истории города. Четвёртый вариант отражал одновременно все эти направления. Свои работы художники защищали перед членами художественного совета. Я была тогда молоденькой и от страха тряслась, как зайчик. И ничуть не рассчитывала на победу. Уверенность придавала лишь вера в прозорливость моего отца - Никиты Матвеевича Кривоногова, который и подсказал мне основные идеи для создания герба.
- И всё же вы победили. Какие эмоции испытали? И получили ли вознаграждение за такую серьёзную работу?
- Я не честолюбивый человек, к победе отнеслась спокойно. Сумма премии составила 40 рублей, из которых предстояло ещё выплатить подоходный налог. На эти деньги в то время можно было купить туфли и платье. Авторских прав на герб у меня нет. Никакого вознаграждения за использование символики никогда не получала. Как-то я обратилась к главе города с просьбой закрепления авторских прав, но в ответ он только пожал плечами. Возможно, нынче рискну и напишу официальное заявление. Небольшая добавка к моей скудной пенсии могла бы стать большим подспорьем в жизни. Пока же использование моей работы доставляет мне только огорчения. Изображение герба часто искажается. Кто-то меняет цвета фона, кто-то «корректирует» размеры щита. Такие вольности обижают не только авторские чувства - они нарушают официальное решение.
В объятии лесов и торговли
- А в других конкурсах на создание геральдических символов вы принимали участие? И если бы довелось создавать новый герб Можги, какие символы вы бы взяли на этот раз?
- Конкурсы по разработке гербов, эмблем и т.д. объявляют не часто. Да и дорогу пора уступать молодёжи. Работы свои не предлагала, а в состав конкурсных комиссий входила. Вот недавно была выбрана эмблема юбилейного года. Наш стекольный завод и Можга нынче юбиляры - исполняется 180 лет после начала использования кварцевых песков с берегов Сюгинки для выдувки стекла. Победителем творческого конкурса в канун столь солидной даты стал Алексей Орлов, молодой дизайнер, выпускник можгинской художественной школы. А вот в гербе Можги я бы ничего менять не стала. Хотя за 35 лет в городе изменилось многое. Сильно сдала свои позиции промышленность. Несколько промышленных предприятий в первые годы рыночных реформ оказались закрытыми. Но я верю, что время расцвета промышленности ещё настанет, потому что производство - основа благосостояния страны. Это понимают и народ, и власти. Настанет час, когда жители, наслушавшись обещаний властей, потребуют решительных действий. К счастью, прообраз основного символа герба - стекольный завод «Свет» по-прежнему - градообразующее предприятие и гордость можгинцев. Работают деревоперерабатывающие предприятия, да и леса, нещадно засоряемые горожанами, как и 35 лет назад, ещё обнимают город.
- А торговле, которая стала символом уже современной Можги, есть место на гербе?
- Ей нашлось бы место на городском гербе в том случае, если бы в многочисленных торговых центрах продавались товары, произведённые не в Китае, а в нашей республике, нашем городе. Из-за промышленного спада отстаёт в своём развитии и рынок труда. Уровень зарплаты, предлагаемый работодателями, мало устраивает молодых специалистов, гонит их в крупные города. А без молодёжи какие у города перспективы? Думаю, что и отец согласился бы с моим мнением. Тем более что в своё время он пережил огромный стресс в аналогичной ситуации. Много лет он возглавлял управление сельского хозяйства. Однажды его вызвал первый секретарь райкома партии и ради перевыполнения планов по сдаче мяса потребовал забивать молодняк. Отец отказался. К его аргументам о том, что без телят через несколько лет не будет ни мяса, ни молока, партработник не прислушался. Заставил отца положить партбилет на стол. Отец так и сделал, а через несколько дней был переведён на другую работу.
Творческие гены
- Возможно, с символами герба он не ошибся потому, что из кресла руководителя ему было проще увидеть главное?
- Он был художником от природы. Делал превосходные копии работ Кипренского, Шишкина, Брюллова… Но выбрал профессию ветеринара потому, что в послевоенное время для страны продовольствие было важнее искусства. Мама тоже хорошо рисовала, а её отец в молодости был иконописцем при монастыре. К счастью, мне передались художественные гены. В школе я постоянно рисовала стенгазеты, оформляла классные комнаты и спортзал перед праздничными мероприятиями. В отличие от родителей, мне повезло в том, что при выборе профессии надо мной не довлели экономические и иные обстоятельства. После окончания университета я пришла работать в родную художественную школу, которая открывала возможности для меня и как для художницы, и как для преподавателя. Думаю, что мой выбор оказался правильным. И я рада, что мне удалось воплотить в гербе основные идеи отца, да к тому же победить в том непростом конкурсе.