«АиФ-Удмуртия», Светлана Стовбун
Народный умелец Михаил Соловьев из Вавожского района Удмуртии еще помнит то время, когда его односельчане носили лапти. Было это до середины 60-х гг. прошлого столетия. Тогда лыковую обувь мог изготовить каждый мужчина. Сейчас во всем Вавожском районе он - единственный мастер, умеющий работать кочедыком - инструментом для плетения лаптей.
Хорошее настроение
- Несколько лет назад ко мне обратилась директор сельского дома культуры с просьбой сделать лапти, - рассказывает Михаил Михайлович Соловьев. - Создали фольклорный коллектив, платья из сундуков достали, а обуви подходящей нет. Попросили меня вспомнить подзабытое ремесло. Я обещал попробовать, хотя сильно сомневался в том, что памяти удастся воссоздать то, чему научился в детстве. Память не подвела, для самодеятельных артистов обувь сплел, теперь изготавливаю лапти на заказ.
- Кто еще сегодня заказывает такую обувь? Кто носит лапти в наше время?
- В основном самодеятельные артисты обращаются. Остальные заказчики просят лапти изготовить в качестве сувенира. Хотя и надеть их можно - такой обуви нога радуется: настолько они легкие и удобные. Именно поэтому пожилые односельчане и носили их даже в те времена, когда в сельпо начали большими партиями завозить кожаные сандалии и резиновые калоши. О том, что лапти создают хорошее настроение, знаю по своему опыту. Когда их надеваю на праздники и семейные гуляния, все непременно начинают улыбаться.
Первая пара
- А когда вы изготовили первые лапти?
- Мне было 11 лет, и мама сказала, что теперь я должен сам себя обувать. Мой отец пропал без вести в 1941 г. Хозяином в доме остался мой дядя, 20-летний юноша, и выполнять всю мужскую работу в одиночку не успевал. Конечно, можно было купить готовые лапти. Но в 1947 г. их продавали по 150-200 рублей за пару, столько же стоила одна буханка хлеба. Да где ж послевоенной деревне, работавшей за трудодни, было деньги сыскать? За работу с мастерами в основном рассчитывались махоркой. Хозяйки предусмотрительно высевали в огородах самосад, чтобы мужскую работу оплатить. Но и мужчин после войны в Валадоре было немного. На фронт ушли 42 человека, а вернулись 10.
Между тем, лапти изнашивались быстро. При ясной летней погоде срок эксплуатации можно было растянуть на 10-12 дней, а по осеннему ненастью или весеннему насту больше недели они не держались. Подошву укрепляли, как могли: прибивали дощечки или прикрепляли резину от калош, которые выдавали рабочим, занятым на добыче торфа. Первые лапти получились у меня довольно сносными - в школу в них пошел, да и мама похвалила. Теперь, говорит, и для меня пару сплети. Сплел, а она хвалит пуще прежнего. Так я и стал плести обувь для всей семьи. Помню, одной парой лаптей рассчитались за лечение у знахарки - она тоже осталась благодарной.
- Первая пара, и сразу удачная. Значит ли это, что плетение лаптей - дело нехитрое?
- Дедушка мой по отцовской линии лапти и короба из лыка плел. Я у них до школы воспитывался. Как папа на фронте погиб, мама в Валадор вернулась, а меня у свекра со свекровью в починке Аблыстемский оставила. Там колхоза не было, старики жили одиноко, бедно, но меня баловали. Сами хлеб ели из липовой трухи, а мне из чистой муки стряпали. Ее дедушка на свои короба в колхозе из соседней деревни выменивал. Так представление о плетении лаптей у меня в раннем детстве и сложилось. Ремесло действительно осилить может каждый, но сейчас учеников нет. А мне самому учиться интересно. Вот недавно понял, в чем отличие русских и татарских лаптей. Русские плести начинают с пятки, а татарские - с носка, что немного сложнее.
Другое время
- Если заказы все-таки поступают, можно ли плетением лаптей заработать на жизнь?
- Любое ремесло в дом дополнительную копеечку приносит. За лапти больших размеров покупатели готовы отдать 300 рублей Плетение одной пары отнимает полдня. Предыдущий день нужно посвятить заготовке материала. Для пары лаптей на взрослого человека требуется надрать 12 ленточек лыка с трех стволов молодых лип высотой 2-2,5 метра. Размер лаптей варьируется только шириной лыка. Чем оно шире - тем большего размера выплетается обувь. При этом техника плетения никак не меняется.
Хорошо, что время использования лаптей осталось в прошлом. Но исчезновение ремесла меня огорчает, потому что вместе с ним мы теряем гораздо больше, чем простую необходимость самостоятельно обеспечить себя обувью. Мое военное детство было обделено яркими игрушками и сладостями. Тем не менее, оно было радостным, потому что прошло в атмосфере труда и веры в лучшее. При керосиновой лампе, а частенько - при свете лучины, потому как на керосин не хватало денег, дедушка мастерил, бабушка хлопотала по хозяйству. Не припомню, чтобы один из них проводил время в праздности или скорби, был сердитым или сетовал на жизнь, хотя они получили две похоронки на сыновей. Труд приносил им радость, которой они согревали меня, и надежду, что в трудную минуту им помогут односельчане. То было время, когда человека ценили за ремесло, а не за умение обогатиться за счет окружающих. Так, потеряв уважение к ремеслу, мы незаметно для себя лишились нравственных устоев.
Однако историческая память в людях жива. Несмотря на большое разнообразие промышленных товаров, сельские жители хотят иметь в обиходе изделия ручной работы. Кроме лаптей я делаю табуретки, сани, корыта. В этом ремесле я не одинок, но желающих его постичь из числа молодого поколения у меня пока нет.
Справка
Михаил Соловьев родился в 1940 г. в д. Валадор Вавожского района Удмуртии. В 1956 г. окончил школу в с. Водзимонье. Работал механизатором в колхозе «Колос». Сейчас на заслуженном отдыхе.