aif.ru counter
423

Татьяна Силаева: работала волочильщицей, а стала оперной певицей

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10. "Аргументы и факты в Удмуртии" 05/03/2014

«АиФ-Удмуртия», Оксана Лукинская

Всемогущий случай

- Татьяна Ивановна, вы же не собирались быть певицей, и вот в результате почти 30 лет на сцене. Почему так получилось?

- Все в нашей жизни случай. Пела в детстве, как все остальные. В школьный хор ходила. С этого все и началось. Но в институт я поступала политехнический, не хватило мне полбалла, чтобы пройти конкурс. А потому вернулась в свой родной Белорецк и, как говорится, пошла по стопам родителей - на металлургический завод. Работала волочильщицей - мы делали микропроволоку, которую даже не видно на глаз, в свободное время участвовала в самодеятельности - пела  в русском народном хоре. А что еще делать в маленьком городке? И вскоре руководитель хора сам отвез меня в музыкальное училище в Магнитогорск. А у меня музыкального образования же никакого. Осваивала премудрости профессии на уроках, да и вечерами самостоятельно занималась, чтобы догнать более продвинутых сокурсников.

- В итоге с первого раза поступили в Московскую консерваторию…

- Я в Москву просто на экскурсию приехала. Мне захотелось посмотреть город, в котором я никогда не была. Приехала без учебников, без нот. Шла по улице мимо консерватории, документы оказались с собой - и сдала их в приемную комиссию. А на экзаменах сидела Вера Николаевна Кудрявцева, педагог по вокалу, жена Сергея Яковлевича Лемешева, великого оперного тенора, она и взяла меня к себе на курс. Через несколько лет, приехав в Свердловск на ярмарку голосов, получила приглашение петь на ижевской сцене. С тех пор вся моя жизнь - вот этот театр.

- В родном городе теперь часто бываете?

- Каждый год. Там по сей день мама моя живет и сестра. Так что езжу к ним в гости. Удивительно красивые места, это наша российская Швейцария - горы, озера, отдыхать там истинное удовольствие. Даже красоты местного городского пруда бывает достаточно, дом наш стоит прямо на берегу.

Вся полнота чувств

Татьяна Силаева в опере "Норма". Фото: Из личного архива

- Но и в Ижевске вы на сцену выходите довольно редко, спектакли с вашим участием можно увидеть разве что раз в месяц. Голос бережете?

- Нет, не в этом дело. Голос, как главный инструмент певца, должен работать всегда. Это как у спортсменов - не позанимался, никаких рекордов не выдал. Если артист долго не поет, то он потом не сможет выйти на сцену и исполнить любую партию. Голосом нужно заниматься ежедневно, точно так же, как балетные артисты каждый день работают у станка. А спектакли так редко ставят потому, что в провинциальном городе не столь много ценителей оперной музыки.

- Да и нынешняя музыкальная эстрада, заполонившая радиостанции и телеканалы, вероятно, не способствует популяризации классического искусства…

- Конечно. Но в то же время, когда нужно показать всю мощь страны, приглашают артистов, работающих в академических, классических жанрах, ведущих мировых звезд. Вот на открытии Олимпиады в Сочи пела Анна Нетребко, на закрытии - Хибла Герзмава. А что ж не пригласили Пугачеву и Киркорова, или кого помоложе?

Татьяна Силаева тренирует голос каждый день. Фото: Из личного архива

- А как вам удается постоянно держать голос в «форме»? Дома поете?

- В театре для вокалистов есть ежедневные уроки. Дома, конечно, не пою, потому что не все соседи это выдержат. Ведь сила голоса оперных певцов может достигать 120 децибел. Это звук невероятной силы. Хотя даже не в децибелах дело. В пении орать не обязательно. Как и в любви. Всю полноту чувств можно выразить и шепотом. Главное, суметь это сделать.

- Тем не менее, в вашем послужном списке внушительное количество оперных партий. А что еще не спето?

- Оперный репертуар огромен, все спеть невозможно. И для голоса тоже существуют временные рамки, к сожалению. Надо когда-то и уходить со сцены.

- А к музыке нашего великого земляка Петра Ильича Чайковского испытываете особое отношение?

- Чтобы исполнять музыку Чайковского, нужно быть виртуозом. Ведь и каждого композитора свой стиль. И Чайковский - это не Верди, который писал музыку, удобную для исполнителей. Произведения Петра Ильича сложны и для пианистов, и для оркестра, и для певцов. Но когда достигаешь необходимого результата, все получается просто гениально. Ну а как можно относиться к гению?

Женский праздник

- Грядет праздник 8 марта. И женщины, кажется, замерли в предвкушении цветов и подарков. А женщины-актрисы, кажется, должны быть вдвойне обласканы вниманием?

- Да, все поздравляют. Только вот цветы дарят чаще на сцене, чем в жизни. Так случилось, что провинциальные артисты - это не светские персоны, нас и в городе мало кто знает. И в жизни я не такая, как на сцене. На сцене - героиня, созданная трудом художников, костюмеров, гримеров, парикмахеров, а в жизни и борщ могу сварить мужу.

- За что же вы любите оперное искусство?

- Сложно сказать. Просто опера - это вся моя жизнь.

Досье

Татьяна Силаева родилась 14 ноября 1958 г. в Башкирии. С 1987 г. солистка Государственного театра оперы и балета УР. Исполнила главные партии в опереттах «Сильва», «Марица», «Летучая мышь», «Мистер Икс», операх «Иоланта», «Травиата», «Пиковая дама», «Норма» и др.

Актерскую работу совмещает с преподаванием курса вокала в Республиканском музыкальном колледже.

Заслуженная артистка Удмуртии и России.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах