История сдачи в эксплуатацию Камского моста напоминает бородатый и не очень смешной анекдот. Один из его персонажей уже находится в СИЗО, а другие путаются в показаниях.
Краткая хронология такова: глава республики Александр Соловьёв приглашает президента России Владимира Путина на открытие моста и объявляет дару торжества — 19 или 20 сентября. Президент отказывается, и премьер республиканского правительства Виктор Савельев объявляет новую дату – 1 ноября. Затем появляется информация о планируемом открытии моста ко Дню государственности Удмуртии, то есть 4 ноября. И, наконец, 25 октября министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев признаётся, что Камский мост сдадут в эксплуатацию не раньше марта 2017 года, а, возможно, и вовсе летом.
Есть опасения
На самом деле мост через Каму уже вовсю эксплуатируется. Проехать по нему на легковом автомобиле не составляет никакого труда. В чем и убедились корреспонденты «АиФ-Удмуртия». В то время, как министр транспорта и дорожного хозяйства УР Виктор Вахромеев выступал перед депутатами Госсовета, мы искали пути въезда на Камский мост со стороны Тарасово. Этих путей, как оказалось, три. Один — через село — забаррикадировали бетонными блоками. Второй — прямой — закрыт грузовиком и пластиковыми блоками. Третий — небрежно перегороженный арматурой и знаками в 50 метрах от второго — можно преодолеть без труда по обочине.
Мы доехали до места, где будут установлены терминалы оплаты, и через короткий объезд (он по правой стороне) оказались на мосту. На другом конце снова маячил «блокпост» — грузовик и пластиковые заграждения. Кто это был, «хозяин» поста или просто водитель, не известно, но он откликнулся на просьбу и спокойно пропустил нас на другой берег Камы.
Аналогичный путь мы проделали и обратно, не встретив никакого сопротивления. Но прежде были разговоры с рабочими, которые подтвердили, что зарплату компания «Мостстрой-12» им действительно не платит уже несколько месяцев. «Нас работает человек 30, а в общей сложности около 100, — рассказал один из рабочих, отказавшийся назвать своё имя. – Ждём, а куда деваться? Сегодня глава Камбарского района приезжал, а что толку? Платить должна организация».
Эту информацию подтверждали все, кроме рабочих, занятых укреплением откосов металлической сеткой: «У нас другая контора, мы не в курсе. Да и вообще только месяц работаем. Хотя опасения есть…».
Кто заплатит?
А как без опасений, если по данным министра Виктора Вахромеева рабочим задолжали более 80 млн рублей. Подавляющая часть задолженности – перед сотрудниками подрядных организаций. Кроме них в числе надеющихся на выплаты УФСИН (800 тыс. рублей) и даже бойцы студенческих стройотрядов (765 тыс. рублей). Ещё 5 сентября Александр Соловьёв обещал студентам-добровольцам, что задолженность перед ними погасят до 17 числа.
«Я хочу быть гарантом для студентов, что они получат всё в полном объёме», — заявил тогда Глава Удмуртии. Но воз с деньгами, как выяснилось, и ныне там.
И если рабочие подрядных организаций, объявившие накануне голодовку из-за невыплаченной за несколько месяцев зарплаты, ещё как-то могут воздействовать на ситуацию, то прочим остаётся только ждать. Суммарно в стройку необходимо вложить еще около 3 млрд рублей, но федеральный инвестиционный фонд все свои обязательства в размере 2,5 млрд рублей уже выполнил, республика и ВТБ должны не так много – в общей сложности около 900 млн. Основной долг (почти 2 млрд рублей) приходится на концессионера — ООО «Региональная инвестиционная компания». Но счета этой структуры арестованы, и ходят слухи о её предстоящем банкротстве.
Тем не менее, премьер республиканского Правительства Виктор Савельев призвал депутатов не паниковать. «Безусловно, нам не нравится позиция концессионера, — заявил он. — Я понимаю, что у него сейчас арестованы все счета, но в любом случае надо двигаться дальше».
Правда, куда именно двигаться, в республиканском кабинете министров, по всей видимости, точно не знают.
Репутация испорчена
Если верить министру Виктору Вахромееву, строительство Камского моста обойдётся в 13,94 млрд рублей. На сегодняшний день оплачены работы на 12,38 млрд рублей, но профинансировано при этом только 11,78 млрд. Таким образом, вложить в стройку нужно еще около 3 млрд. Откуда они возьмутся в случае банкротства концессионера не ясно. Впрочем, даже если они вдруг найдутся, для завершения строительства моста потребуется около 600 рабочих, найти которых будет нелегко – репутация стройки безнадежно испорчена.
Да и услуги их понадобятся не раньше весны – время потеряно, и работы на Камском мосту могут начаться только через 4-5 месяцев. Понимая это, в республиканском Правительстве и говорят о сдаче объекта в эксплуатацию весной или летом – таков оптимистический сценарий. Пессимистический – открывать движение на Камском мосту будут совсем другие концессионеры и чиновники. Всякому терпению бывает предел, что и доказала история с арестом отвечавшего за строительство моста в Миндортрансе УР заместителя министра Александра Соловьёва.
Теперь головой отвечать за сроки сдачи объекта в эксплуатацию будет министр Виктор Вахромеев. По крайней мере, об этом заявил его непосредственный начальник – премьер Виктор Савельев. По его словам, у и. о. вице-премьера Рафиса Касимова должно пройти совещание, посвященное решению проблем, связанных с многострадальным мостом.
Два премьера – два мнения
История его строительства уже научила тому, что заявлениям чиновников верить нельзя. Да и руководитель республики Александр Соловьёв, являющийся, по собственному признанию, главным куратором стройки, своего мнения ещё не высказал. Накануне малоприятных событий он ушёл в отпуск. Так что, ничего ещё не ясно.
Как не ясно и с последствиями свершившегося переноса сроков. Не далее как 3 октября премьер правительства УР Виктор Савельев заявил: «У нас к 1 ноября по соглашению концессионному мост должен функционировать». А через три недели резко сменил точку зрения. «Мы никаких сроков не нарушили. Мы хотели сдать раньше срока, но погодные условия, сложности с финансированием и кризис, он все равно сказывается и на этой отрасли, не позволили нам его в полной мере запустить», — сказал глава Правительства УР 25 октября.
Кто прав, Савельев, говоривший три недели назад, или Савельев, выступавший на сессии Госсовета, разобраться не просто. Концессионное соглашение не публиковалось, его детали известны только со слов чиновников. Которые уже как-то обмолвились о том, что за каждый день просрочки бюджет Удмуртии будет выплачивать концессионеру по 2 млн рублей. С какой даты начнётся отчёт?
Есть среди безрадостных новостей, связанных со строительством Камского моста, и одна, которая явно будет по душе автомобилистам. С 3 ноября по мосту можно будет ездить официально и совершенно бесплатно. По крайней мере, до весны. А там, глядишь, снова даты переносить начнут.