Примерное время чтения: 5 минут
685

Народ спаивают. Для чего на первых этажах домов открывать рюмочные?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аргументы и факты в Удмуртии 10/07/2019
В пятиэтажном доме на ул. К. Либкнехта рюмочная работает с семи утра.
В пятиэтажном доме на ул. К. Либкнехта рюмочная работает с семи утра. / Павел Шрамковский / АиФ

Многих жителей Ижевска и других городов Удмуртии беспокоит и возмущает обилие алкогольных точек. Своё мнение по этому поводу люди выражают в соцсетях, пишут и звонят в редакцию. Особенное негодование вызывает открытие очередной рюмочной на первом этаже жилого дома.

Зачем нужно такое количество алкопритонов и прочих пунктов по продаже горячительных напитков?

Алкаши под окнами

«Почему у нас рюмочные на каждом шагу? Только в нашем доме № 231 по ул. 9 Января до недавнего времени было две, – возмущается ижевчанка Марина Хлебникова. – С торца дома одну закрыли. Но остаётся кафе (на самом деле – обычная рюмочная) с незатейливым названием «На 9 Января» прямо под нами. С семи утра до поздней ночи – мат, пьяные разборки. Почему моя малолетняя дочь должна всё это слушать? Кстати, в этом же доме находится детская школа футбола. Как мне удалось выяснить после нескольких  обращений и письменных жалоб, властям на это наплевать. Расстояние, мол, достаточное от входа в кафе до входа в школу. При этом в нашем дворе ещё две точки по продаже алкоголя – кафе в доме № 221 и магазин  в доме № 233. Не много ли?»

Может быть, это только на 9 Января так? Отнюдь. Наш читатель, проживающий в доме № 26 на ул. К. Либкнехта, обрисовал такую же картину, перечислив в шаговой доступности семь заведений – рюмочные, бары, алкогольные отделы, хинкальная и кальянная.          

Закон обратной силы не имеет

Но сколько же таких точек в республике? По данным Министерства промышленности и торговли УР, по состоянию на 1 июля 2019 г. в Удмуртии 3500 торговых мест по продаже алкоголя (в Ижевске – около тысячи), 700 из них – предприятия общепита.

С этого года действует закон, запрещающий переводить жилые помещения в нежилые без согласия собственников дома (без соответствующего решения общего собрания). Изменит ли это ситуацию? И для чего предпринимателям размещать рядом с действующими алкоточками ещё несколько? Наш эксперт (чиновник одного из министерств на условиях анонимности) прокомментировал ситуацию.

«Прежде чем открыть новое заведение, предприниматель зондирует почву: считает, сколько человек проходит через уже существующие здесь точки – разливочную или отдел по продаже алкоголя. Если, к примеру, сто человек в день, то ему будет выгодно разместить ещё одну точку, пусть даже в этом же доме. Предприниматель анализирует, сколько человек вообще проходит мимо этого дома, насколько близко он находится от остановки или главной улицы. Помешать ему открыть новую забегаловку, если он имеет соответствующую лицензию, нельзя». 

Что касается изменений в законодательстве в плане перевода жилых помещений в нежилые, они обратной силы не имеют. На выгодных направлениях практически все первые этажи уже переоборудовали под торговые точки или предприятия бытовых и прочих услуг. И там арендаторы делают, что хотят, невзирая на мнение жителей верхних этажей. Если и понадобится решение общего собрания, то получить его – дело техники. Достаточно обойти квартиры с подписными листами и уговорить определённый процент собственников (а кого-то и подкупить небольшой денежкой. – Авт.). Очень редкий случай, когда весь дом объединяется и противостоит ненужному соседству. Пример – японский ресторан на ул. Пушкинской. Бесконечные проверки по жалобам привели к тому, что ресторан закрыли. Но вместо него тут же открыли несколько других предприятий, – говорит эксперт.

Ситуация сложилась понятная: обычная выгода для предпринимателей в ущерб части населения. И без вмешательства властей исход противостояния не решить. Необходимо законодательное ограничение количества алкогольных заведений, иначе население республики окончательно сопьётся. Депутаты Госсовета вполне могут выступить с законодательной инициативой и последовательно отстаивать её. Не всё же решения Госдумы РФ дублировать.

Кстати

По данным Удмуртстата, за 2018 г. жители Удмуртии потратили на покупку алкогольных напитков 18,8 млрд руб. Это на 0,9 млрд руб. (или на 5 %) больше, чем в 2017 г. В месяц среднестатистический житель республики (с учётом детей, стариков и непьющих) тратил на покупки спиртного 1038 руб. Это больше расходов на мясо (957 руб.), молоко (524 руб.) или хлеб (447 руб.). Всего за год в республике продали 2558 тыс. декалитров алкоголя и 14,5 млн декалитров пива и пивных напитков (в 2017 г. – 2478 и 7,9 млн  соответственно). 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах