aif.ru counter
485

Миг вечности: историю начала 20 века запечатлел первый фотограф Можги

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "Аргументы и факты в Удмуртии" 18/12/2013
из архива Можгинского историко-краеведческого музея

Гостеприимный дом

Родился Алексей Гладких в д. Чумойтло, что находится в 2 км от Можги. Деревня эта знаменита тем, что именно здесь археологи нашли следы пребывания древних людей: первый исторический пласт относится к эпохе неолита, второй к X-XIII вв.

Фото: из архива Можгинского историко-краеведческого музея


Первый фотограф Можги Алексей Гладких. Фото: из архива Можгинского историко-краеведческого музея

Родители юного Алексея решили отправить его на обучение фотоделу в Елабугу. Молодой фотограф после учебы вернулся домой с элегантной и образованной женой из дворянской семьи Софьей Александровной, которая преподавала в школе русский язык и литературу.

Дети были благодарны своей учительнице, но жизнь ее в удмуртской деревне складывалась не совсем комфортно. Дамочка под ажурным зонтиком, свободное время проводившая в гамаке с книгами, хотя и была гостеприимной хозяйкой и не чуралась крестьянского быта, но у местных жителей вызывала и удивление, и насмешки.

Жили супруги Гладких в большом доме. В горнице стоял круглый стол на резных ножках, на столе - самовар. Софья Александровна обожала крепкий горячий чай и непременно угощала им всех гостей. Частенько в этом доме бывала и Вера Толстая, заслуженная учительница Удмуртии. На память об искренней дружбе Вера Васильевна подарила семье альбом с надписью: «Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге».

Будущим поколениям

При участии Веры Толстой была создана одна из самых известных фотографий Алексея Гладких - снимок девушки в национальном костюме, который обошел множество популярных изданий. Сама хозяйка костюма позировать перед фотографом не желала.

Молодая замужняя женщина в национальном костюме, 1920-е гг. Фото: из архива Можгинского историко-краеведческого музея / 

Вообще на уговоры современников оставить изображение для истории Алексей Владимирович тратил немало усилий. Народ в большинстве фотографироваться не хотел, и Гладких постоянно повторял: «Нужно сфотографироваться. Очень нужно. Ваши дети и дети ваших детей пусть знают о вас. Будущие поколения не должны забывать о делах своих предков». В фотоателье Вера Толстая попросила приехать свою бывшую ученицу Анну Ильину, которая и осталась в бесценном кадре.

Время перемен

Андрей Соловьев, научный сотрудник Можгинского историко-краеведческого музея, уверен, что Алексей Гладких внес огромный вклад в сохранение истории Можги и Можгинского района, на своих фотографиях запечатлев эпоху.

В архиве Алексея Гладких сохранились сюжетные снимки, сделанные в начале прошлого века в можгинском леспромхозе и лесозаводе, в лесопромышленной артели, стекольном заводе и т.д.

На фотографиях видно, как женщина складывает древесные кудряшки в деревянный ящик, как трое крепких мужчин толкают по первой железнодорожной колее вагонетку с большим бревном, как рабочие кирпичного завода управляются с огромными тачками, как женщины на субботнике орудуют топорами. Он запечатлел первых колхозников, идущих на уборку сена с рогатинами, рабочих и крестьян перед началом весеннего сева.

Члены комитета бедноты, 1919 г. Фото: из архива Можгинского историко-краеведческого музея

Фотография, как никакой другой документ отображает жизнь. Но, глядя на них, все равно возникает вопрос: как за рекордно короткие сроки эти люди, одетые в бесформенную, мешковатую одежду, работавшие орудиями едва ли не каменного века, стоявшие в длинных очередях за молоком и развесным хлебом, смогли основать город? Как создали промышленные предприятия, которые работают и в наши дни? И почему на лицах красноармейцев, первых колхозников, рабочих, учителей, партийных и профсоюзных работников, физкультурников, самодеятельных артистов - всех, кто попал в объектив камеры первого фотографа Можги, читаются счастливые улыбки?

Комментарий специалиста

Владилен Овчинников, преподаватель педагогического колледжа, фотограф:

- Труд Алексея Гладких, как и работа всех фотографов того времени, заслуживает большого уважения, хотя бы потому, что им постоянно приходилось перетаскивать на себе или перевозить на телегах, автомобилей в ту пору еще не было, громоздкую аппаратуру - огромный деревянный ящик на треноге и сумку со стеклянными пластинами, предшественниками фотопленки. Треногу приходилось брать непременно: процесс съемки отнимал огромное количество времени - аппарат в руках не удержать. Да и пластин нужно взять не менее 30.

Это сейчас экспозиция снимка регулируется автоматически, а в то время замеряющей аппаратуры не было,  фотографу приходилось действовать на свой страх и риск, полагаться лишь на собственный опыт и мастерство. Первый кадр, что естественно, мог и не получиться, для подстраховки делали 3-4 снимка. Соответственно, сумка с пластинами также была довольно тяжелой. Процесс их дальнейшей обработки состоял из нескольких этапов, и был очень трудоемким. А высокое качество снимков той поры объяснимо высоким содержанием серебра в эмульсионном слое фотопластин. 

Алексея Гладких быть одновременно грузчиком, технарем и художником наверняка заставляло чувство гражданского долга, ответственность перед потомками.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах