Коня на скаку остановят
Окраина села Алнаши, широкое поле между речкой и лесом. В субботу на час оно превратилось в ипподром. Организаторы Гербера придумали устроить массовые скачки впервые за последние 15 лет. Эта забава для удмуртского народа – такая же любимая, как для татар, говорят организаторы Гербера.
«Изначально планировалось, что в скачках будут участвовать 14 наездников, но интерес к ним у селян оказался настолько большим, что сегодня у нас заявлено уже 30 участников», - говорит глава Алнашского района Сергей Токарев.
Первые три заезда удивили даже меня, неискушенную в верховой езде: лошади не то скакали, не то прогуливались; некоторые шарахались в сторону зрителей. Наездники – в холщовых рубахах и штанах на помочах. Один «жокей» и вовсе не удержался в седле – упал с лошади на первом же повороте. «Скорая» помощь не понадобилась: упавший поднялся самостоятельно.
Мое недоумение вскоре прояснилось: лошади эти были «колхозными». К скачкам они не привыкли, поскольку в родной деревне им доверяют лишь возку сена на телеге.
И каким контрастом стали заезды породистых арабских и английских скакунов! Тут уже и стать, и быстрый бег, и лихие наездники в жокейских костюмах.
«Вот парни из колхоза сейчас подошли ко мне и обижаются: почему, мол, мы не заняли никакого места, а ты – победил, - рассказывает Марат Гарифуллин, в одном из забегов занявший первое место. - А чего удивляться? У меня конь – английский чистокровный, для верховой езды, у них же лошади – тягловые. Я готовлюсь к скачкам круглый год, и участвую во всех праздниках, где есть скачки, а они выехали впервые, с наскока».
Несмотря на некоторые казусы, скачки порадовали всех: и зрителей, и наездников на колхозных лошадях, и, разумеется, победителей. За призовые места они получили на всех 80 тысяч рублей.
Эх, ухнем!
Гостей и участников Гербера ждало еще одно необычное зрелище: чиновники в костюмах и при галстуках косили траву по пояс.
Первая коса – самая новая и наточенная «до свиста» – разумеется, досталась главе Удмуртии Александру Волкову. Он же первый и заступил на новое для себя поприще. Правда, работал лихо: трава ложилась ровными рядками.
Министры оказались менее умелыми: у кого-то коса застревала в земле, кто-то и вовсе по траве не попадал. Зрители хохотали и бурно аплодировали. Одна из них – женщина лет 50-ти, в национальном удмуртском костюме - не выдержала: схватила косу и показала чиновникам деревенский мастер-класс, чем и сорвала шквал аплодисментов.
Особенно удивлялась действу группа «туристов» с финскими флажками в руках. Это фольклорный коллектив из Хельсинки, впервые приехавший на празднование Гербера. Руководитель этого коллектива, Петре Никко, от праздника в восторге.
«Песни, танцы, много народа, все веселятся – это очень хорошо, очень интересно! Я на Гербере первый раз, но в Удмуртию приезжаю уже в третий раз. Для меня было сюрпризом, как здесь чтят древние финно-угорские традиции и обряды. У нас этого уже почти не осталось, ведь мы 700 лет находились в составе шведской империи. А у вас сохранилось, и вы должны этим гордиться. У наших народов очень много общего: и в характере, и в языке. Я по-удмуртски говорить не умею, но многое уже понимаю».
Почитая традиции
На празднование Гербера в Алнашский район съехалось более 5 тысяч человек. Гости прибыли со всех краев республики; из Финляндии и Эстонии.
Не мудрено, ведь этот праздник – один из самых любимых у удмуртского народа. Он празднуется еще с тех времен, когда удмурты (или вотяки) не знали православия и придерживались языческого культа. Издавна этот праздник доставлял удмуртам отдых после пашни и посева ярового и перед началом сенокосной страды. Всей общиной они шли на большое поле, чтобы съесть здесь обрядовую кашу из урожая прошлого года, тем самым возблагодарив Кылдысина – удмуртского бога земли и плодородия – за благоволение к их краю.
А чтобы и следующий урожай был богатым, старший жрец читал молитву об избавления от града, червя, пожара и сильных ветров; о ниспослании силы, ловкости и здоровья в предстоящий сенокос.
Статуэтка Кылдысина присутствует на празднике и в наши дни. Она – как переходящее знамя: район, где празднуется Гербер, передает ее тому району, где праздник будет отмечаться в следующем году. Но молитвы уже не читают, в бубен не бьют. Зато произносят со сцены благодарение селянам республики за хорошие показатели работы и пожелание «так держать!». А еще поют, танцуют, катаются на качелях, едят обрядовую кашу с перепечами и пьют разноградусные национальные напитки.
Словом, веселятся после трудного весеннего сева и перед предстоящим не менее трудным сбором урожая. Ведь если хорошо пожнут – будет не только пища на весь год, но будут и «дары» от руководства республики: новые школы, детские сады, стадионы и спортивные залы. Такая традиция – строить социальные объекты в районах с лучшими показателями – появилась в Удмуртии 15 лет назад. Глава республики пообещал селянам, что сделает все, чтобы чтить эту традицию всегда.