Как известно, 10 сентября состоятся выборы в Госсовет Удмуртии. Борьба ожидается напряженной, поскольку вместо 90 депутатов теперь будут избирать только 60. Из них половина будет избрана по одномандатным округам, а половина — по партийным спискам.
На последней сессии Госсовета Удмуртии, которая состоялась накануне майских праздников, депутаты внесли изменения в закон «О выборах в Госсовет УР».
Идём на снижение!
Среди главных изменений, — снижение процента допуска политических партий к распределению депутатских мандатов с 7 до 5 процентов голосов избирателей. То есть теперь политическим партиям достаточно набрать на выборах не менее 5 процентов голосов, чтобы получить заветные мандаты. Также в результате изменений снижено количество региональных (территориальных) групп, при наличии которых политическая партия вправе продолжать участие в избирательной кампании. Теперь достаточно иметь лишь половину таких территориальных групп.
Политическая партия вправе выдвинуть не более 153 человек.
Ещё одно нововведение связано с сокращением количества кандидатов в депутаты Государственного Совета. Теперь политическая партия вправе выдвинуть не более 153 человек, раньше это число было намного больше — 250.
Кроме того, изменена методика пропорционального распределения депутатских мандатов между политическими партиями с квоты Хэйра на метод Империале. По этой системе все протестные голоса перейдут в пользу одной партии, которая победит на выборах. Именно это изменение стало камнем преткновения во время депутатских баталий. Депутаты даже перенесли рассмотрение этого вопроса с мартовской на апрельскую сессию.
Чья методика лучше?
Депутаты от КПРФ и ЛДПР выступали за сохранение методики Хэйра, при которой мандаты распределяются пропорционально между всеми прошедшими в парламент партиями. Один из депутатов отметил, что передача дополнительных мандатов партии власти логична, поскольку та несёт ответственность перед населением. Но руководитель фракции КПРФ Владимир Чепкасов раскритиковал это мнение.
«Если откровенно об ответственности партии власти, то мы сейчас видим её по уголовному делу в отношении бывшего Главы Удмуртии. А вообще, разве это нормально, когда парламент регулярно подстраивает выборное законодательство даже не под политическую систему, а под конкретные личности? Когда-то его меняли под Александра Волкова, потом его перекроили под Александра Соловьева, пришел врио – снова меняем. Через какое-то время Александр Бречалов уйдёт. И вы снова будете подстраивать законы под новую фигуру?! Почему Удмуртии не дают прожить хоть сколь продолжительное время в условиях стабильного выборного законодательства?» — сказал Владимир Чепкасов.
По его мнению, система Империали выгодна «Единой России», эта партия могла бы получить на будущих выборах в Госсовет от 2 до 4 дополнительных мандатов. Тем не менее, депутаты большинством голосов проголосовали за распределение мандатов по системе Империале.
«В 2017 году «Единой России» может перейти дополнительно до трёх депутатских мандатов, так как КПРФ и ЛДПР значительно ослабили позиции по сравнению с прошлыми выборами. Малых партий стало очень много после либерализации 2012 года. Если они примут участие в выборах, а это могут быть «Партия Роста», «Патриоты России», «Родина», «Коммунисты России», Аграрная партия России, то каждая из них способна набрать от одного до трёх процентов голосов, а вместе от 15 до 20 %. Раньше эти голоса распределялись пропорционально, теперь перейдут «Единой России». Таким образом, представительство партии власти в парламенте будет доведено примерно до 70 процентов», — считает политтехнолог Андрей Светиков.
Глав будут избирать
Ещё одно важное изменение в политической жизни. Депутаты Госсовета республики в конце апреля внесли изменения в региональный закон «О местном самоуправлении». Ранее глав муниципалитетов избирали на сессиях городских или районных советов только из числа депутатов. Теперь руководителем города или района может стать любой человек, прошедший конкурсный отбор.
Кстати, федеральное законодательство даёт регионам возможность самостоятельно определять способ избрания глав из трех вариантов: избрания из состава депутатов представительного органа, определения по итогам оценки конкурсной комиссии или проведения прямых выборов.
Депутаты Удмуртии решили, что лучше членов комиссии никто не сможет сделать правильный выбор. Таким образом, у простых жителей республики отняли право самостоятельно выбирать себе руководителя.