Аншлаг наблюдался не только на арене, но и в кассах цирка. Билеты начинали бронировать ещё до начала продаж, и уже за несколько дней до начала фестиваля в кассе не осталось ни одного билета.
Вне железного занавеса
Этот фестиваль стал настоящим подарком для ижевских зрителей не только потому, что прошёл «на ура», но и потому что состоялся вообще. В связи со сложившейся политической и экономической ситуацией, проведение ещё прошлого 8-го фестиваля было под вопросом. По словам директора Государственного цирка Удмуртии Дмитрия Иванова, цирк находится вне политики и всевозможных экономических санкций, ведь для искусства не существует границ. Поэтому, несмотря ни на что, было сделано всё для того, чтобы 9-й фестиваль прошёл так же блестяще, как и предыдущий. И, конечно, организаторы надеются, что в столице Удмуртии удастся и в следующем году собрать все «сливки» циркового искусства и порадовать зрителей качественным шоу. Планируется пригласить призёров прошлых лет и провести фестиваль без конкурсной составляющей.
Ижевский фестиваль давно вышел за пределы города и региона, считает один из членов жюри Анатолий Марчевский - директор и художественный руководитель Екатеринбургского государственного цирка, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству. По его словам, это событие не просто республиканского, а мирового масштаба. Ижевский фестиваль, начиная с самого первого, каждый раз подтверждает свой высокий рейтинг по организации мероприятия и по мастерству участников.
8-й Международный цирковой фестиваль в Ижевске | Фотогалерея
Сила мастерства
На участие в этом фестивале было подано около 300 заявок, просмотрено более 250 номеров, из них отбор прошёл всего 21 номер. Каждый из них - высочайшего уровня профессионализма и артистизма. Несмотря на гастрольный график, контракты и гигантские расстояния (одна из участниц - канадка Дарья Винтилова, выступающая в жанре качающейся трапеции, - потратила на перелет 27 часов!), все участники приезжают на фестиваль.
Многие из номеров на Ижевском фестивале показываются впервые для массовой публики и готовятся специально. Так, например, золотые призеры этого Фестиваля представители поднебесной привезли удивительный номер - групповой эквилибр «Лебединое озеро» в честь 175-летия нашего земляка Петра Ильича Чайковского. Вместо изящных балерин в пышных юбках и пуантах, на арене появились не менее изящные юные акробаты с великолепной «плавающей» техникой движений и глубокой чувственностью.
Чаще всего в фестивале участвуют номера в жанре акробатики, воздушные аттракционы, номера с животными, жонглёры. На 9-м фестивале зрители впервые увидели «бабл шоу»- шоу мыльных пузырей от Марко Зоппи из Италии. Жонглёры из Австрии, обладатели 15 мировых рекордов, показали уникальный, красочный номер со светящимися булавами в полной темноте. Смена цвета чётко синхронизирована с ритмом музыки. Один из лучших российских дрессировщиков, лауреат Международного фестиваля циркового искусства в Монте-Карло Николай Павленко примерил на себе образ дирижера, зайдя в клетку с 12-ю суматранскими тиграми всего с одной дирижёрской палочкой.
Любой артист прикладывает большие усилия перед исполнением номера, а затем получает удовольствие от благодарных аплодисментов. Не исключение и особые цирковые звёзды - животные.Так в номере Василия Тимченко его воспитанники морские львы не требуют даже никаких команд. Эти животные, по словам самого дрессировщика, любят сцену, любят зрителя, музыку и аплодисменты. В своём номере Василий относится к своим питомцам с большим уважением и любовью, животные его целуют, обнимают, танцуют с ним. Кстати, на премьере в первый день фестиваля в номере вместе с Василием и его львами выступили наши Бурановские бабушки, которые устроили настоящую дискотеку со зрителями.
Держать планку
«Создание уникального номера или аттракциона – многокомпонентная вещь, - говорит Дмитрий Иванов. - Общий уровень профессионализма участников фестиваля без сомнения ежегодно растёт. Учитывая то, что сегодня очень стремительно мчится жизнь, внедряются новые технологии, цирк тоже не может остаться в стороне от этого процесса. Пишется новая музыка, появляются новые костюмы, новая драматургия номеров, новые стандарты. Но нельзя определить скорость этих изменений, как на спидометре автомобиля, однако в сравнении с номерами 10-ти летней давности, сегодня уровень подготовки участников держит высокую планку».
Растёт не только уровень мастерства артистов, но и ижевский зритель. «Я видел зрителя на премьере фестиваля, я видел зрителя в прошлом году. Прекрасно, что настолько интеллигентный, настолько понимающий и профессиональный зритель уже существует в Ижевске», - признался Анатолий Марчевский.
Тренды циркового искусства
Можно ли сказать, что в Ижевске задаются тренды циркового искусства? Пожалуй, что так. По словам Анатолия Марчевского, формально работа жюри заключается в том, чтобы выделить лучшие номера. Но взгляд жюри в данном случае субъективен. Условно говоря, цирк - это не спорт, где побеждает тот, кто придёт к финишу первым. Выделяя кого-либо из артистов на крупных фестивалях, профессионалы задают приоритетное направление развития для цирковых жанров.
Любой, кто хоть раз бывал в цирке, понимает, насколько сложно рассмешить огромный зал. Одним из открытий фестиваля стал клоун КокосОФФ – дуэт Бориса Никишкина и Александра Тарасенко из Москвы. КокосОФФ - молодой забавный клоун, который исполняет в своих номерах битбокс и танцует хип-хоп. Специальный гость фестиваля, новое лицо в составе членов жюри — сын Чарли Чаплина Эжен Чаплин, президент фестиваля комиков в городе Вевей в Швейцарии, считает, что для того, чтобы стать хорошим клоуном, необходимо очень много работать. По его словам, в этом жанре катастрофически не хватает оригинальности и новых реприз. «Старые репризы сейчас уже не работают, а новые, которые пробуют артисты, не такого высокого уровня», - говорит он. Новыми лицами в составе жюри стали также воспитанники детской цирковой студии, которые учредили свою награду– не золотого, но не менее ценного большого плюшевого медведя. И его они присудили КокосОФФу. По словам ребят, номера КокосОФФа – современные и динамичные – отличались от выступлений «стандартных» клоунов.
Всего на 9-ом международном цирковом фестивале присудили 4 бронзовых, 4 серебряных и 2 золотых награды.
Бронза досталась:
- Владику Мягкоступову, жонглёру из США;
- клоуну КокосОФФБорису Никишкину и Александру Тарасенко;
- девушке-каучук Джордан, США;
- воздушной гимнастке Дарье Винтиловой из Канады.
Серебро присудили:
- пылкому Густаво Сартори гимнасту на воздушных полотнах из Бразилии;
- не менее чувственному Сауло Сармиенто гимнасту на воздушной мачте;
- а также «человеку будущего» Александру Батуеву, Россия.
Золотую награду получили групповой вольтиж из Монголии, представивший в программе два акробатических номера, и акробаты из Китая, подготовившие номер под музыку П.И.Чайковского.