Примерное время чтения: 12 минут
199

Юбилей знаменитого киногрешника. 70 лет Мартину Скорсезе

Мартин Скорсезе — едва ли не самая противоречивая фигура в американском кинематографе ХХ, а теперь уже и ХХI века. И правда, он весь создан из противоречий. Только подумать, как мог один и тот же человек снять жестокую и мощную картину «Таксист», затем, будучи католиком, чуть ли не на последние деньги экранизировать запрещенную Римско-Католической Церковью книгу «Последнее искушение Христа», после чего под видом грубоватой криминальной драмы преподнести немного азиатского глубокомыслия западным зрителям.

И все это лишь малая толика того вклада в мировое кино, который внес Мартин Скорсезе. Впрочем, поначалу судьба живого классика кинематографа поначалу не так уж радужно — еще до службы в армии и последующего поступления на кинофакультет Нью-йоркского университета будущий оскароносец планировал покончить с собой. Скорсезе полагал, что он слишком грешен. 

Скорсезе со статуэткой «Оскар». Фото www.globallookpress.com

 Родившись в крайне набожной католической семье, Скорсезе постоянно болел астмой и не мог в полной мере общаться и играть со сверстниками — свободное время юный Мартин проводил в компании брата и родителей в кинотеатрах. Мальчика сразу же увлекли исторические фильмы, особенно итальянская документалистика, ставшая своего рода трамплином к неореализму Росселлини и Висконти.

Затем интересы Скорсезе начали постепенно двигаться в сторону новых на тот момент веяний — Мартин увлёкся новаторскими фильмами Микеланджело Антониони и Ингмара Бергмана, а также открыл для себя фильмы французской новой волны. Оригинальные формы построения сюжета и новые способы подачи настолько впечатлили Скорсезе, что позже, рассказывая о вдохновлявших его направлениях, он ответил: «Французская новая волна повлияла на всех режиссёров, работавших с тех пор, невзирая на то, смотрели они фильмы или нет».

Проводя куда больше времени в кино, нежели с соседскими друзьями, Скорсезе решил отказаться от планов стать священником и поступил в Нью-Йоркский Колледж Наук, где в 22 года получил степень бакалавра искусств. Просмотренные в юношестве фильмы привили Мартину уважение к деталям, а чуткое восприятие образов и атмосферы фильмов — непременных атрибутов актуального итальянского и французского кинематографа того времени — приучили будущего режиссёра на интуитивном уровне замечать неоднозначность событий, людей и характеров, а также находить новые, неизвестные ему ранее грани тех или иных явлений.

Мартин Скорсезе с женой Хелен Моррис. Фото www.globallookpress.com

Затем Скорсезе поступил в Нью-Йоркский университет — ныне крупнейший в США некоммерческий частный научно-исследовательский университет, а тогда — стремительно приближающееся к процедуре банкротства учебное заведение. В конце шестидесятых годов никто не знал, что Нью-Йоркский университет воспитает более тридцати нобелевских лауреатов, пару десятков обладателей премий «Оскар», Эмми, Грэмми и ряда других.

Полученная в университете мощнейшая теоретическая база помогла Скорсезе трансформировать интуитивное осознание образов в лентах Федерико Феллини и Ингмара Бергмана в чёткие представления о построении мизансцены, выстраивании ритма фильма и гибкой передаче образа. Привыкший с детства получать информацию из документального кино, а эмоции и новые ощущения — из художественного, Скорсезе с детства умел разглядеть большое в малом.

Именно это и сделало Скорсезе одним из самых значимых режиссеров своего поколения. Получив необходимые знания, он научился виртуозно обращаться с контекстом, придавать одной реплике сразу несколько возможных интерпретаций, что в свою очередь придало собирательным образам в его фильмах дополнительную глубину и сложность. Кроме того, пуританское воспитание и близкий к аскетичному быт привели к тому, что Скорсезе стремился к пониманию некоторых универсальных истин — простых, но всеобъемлющих.

Мартин Скорсезе на съемках фильма «Остров проклятых». Фото www.globallookpress.com

Едва ли кто-то, кроме самого Скорсезе, знает точно, какой фактор оказался решающим — благочестивая набожность родителей или идеалистическая риторика представителей французской новой волны, но Мартин влюбился в кинематограф, который временами давал ему пищу для размышлений, временами — приносил утешение, когда требовалось развлекал, а иногда, если ситуация того требовала, спускал с небес на землю. Именно такими свои фильмы делает и сам Скорсезе — он не пытается навязать зрителю свою точку зрения, а предоставляет ему возможность самому интерпретировать увиденное на экране события. Снимая фильмы, Скорсезе как бы отвечает взаимностью кинематографу и миру.

В день рождения великого режиссера «АиФ.ru» вспоминает пять самых значимых кинокартин, что Мартин Скорсезе подарил миру.

«Таксист», 1976

Золотая пальмовая ветвь Каннского кинофестиваля, две премии Британской академии кино и телевидения, четыре номинации на «Оскар»

Перед выпуском фильма в прокат съемочной группе пришлось заретушировать некоторые кадры, так как, по мнению Американской ассоциации кинокомпаний, в отдельных сценах кровь слишком сильно бросалась в глаза. Драма о ветеране вьетнамской войны, из-за проблем с социальной адаптацией устроившегося на работу таксистом, в буквальном смысле перевернула если не весь мир, то кинематограф — точно.

Сравнительно скучные и непримечательные персонажи «Таксиста» — типичные представители различных социальных групп, сталкиваясь друг с другом на вечерних улицах Нью-Йорка просто пытаются разобраться в происходящем, но чем больше они пытаются понять жизнь — тем более абсурдной и жестокой она выглядит.

Этой картиной Скорсезе поставил золотой трон философии экзистенционализма в Голливуде, игра Роберта де Ниро, исполнившего главную роль, сейчас считается эталонной, а операторская работа Майкла Чапмена положила начало целой нише будущих культовых фильмов — от антиутопии «Бегущий по лезвию» до работ Дэвида Финчера. К слову, фраза «Ты со мной говоришь?», сымпровизированная де Ниро во время съемок, стала одной из самых узнаваемых и пародируемых киноцитат.

«Славные парни», 1990

Три премии Венецианского кинофестиваля, пять премий Британской киноакадемии, «Оскар» за лучшую роль второго плана, а также пять номинаций на «Оскар» и приз Московского международного кинофестиваля

Изначально Скорсезе хотел экранизировать книгу Николаса Пиледжи, написанную по мотивам реально существующего мафиози Генри Хилла, на 16-миллиметровую пленку, чтобы добиться эффекта документального фильма, однако в силу занятости режиссера съемки были отложены, а сам съемочный процесс несколько раз откладывался, пересматривался и перекраивался.

Выполненный в формате криминальной драмы на основе жанра нуар, фильм «Славные парни» также переопределил целую нишу кинематографа. Премьера «Славных парней» состоялась в один год с кинолентой «Крестный отец 3», однако именно работа Скорсезе по сей день считается эталонным фильмом о гангстерах.

Одной из особенностей фильма является нарочито разговорный язык, призванный подчеркнуть эффект реализма. Этот прием Скорсезе также перенял из европейской культуры — для создания более правдоподобной атмосферы традиционного быта речь персонажей упрощали Луи-Фердинанд Селин и Франсуа Трюффо.

«Казино», 1995

«Оскар» за лучшую женскую роль, две премии «Золотой глобус», в том числе за лучшую режиссуру

В 1995 году, при участии де Ниро, Скорсезе снял логическое завершение гангстерской трилогии, начатой картиной «Злые улицы» и продолженной «Славными парнями». В «Казино» Скорсезе отошёл от подчеркнутого реализма в сторону золотого шика самых дорогих казино Лас-Вегаса.

Если канвой «Славных парней» было стремление героя Рэя Лиотты пробиться в мир гангстеров, поскольку окружающая его действительность подсказывала, что это наиболее простой путь, то герой де Ниро в «Казино» пытается найти безболезненный способ покинуть этот мир, поскольку в какой-то момент иррациональность интерьеров и поведения посетителей игорных заведений стала для него очевидной. Скорсезе вновь ставит во главу угла рефлексию главного героя, препарируя его ощущения, однако, в отличие от «Таксиста» или «Славных парней», здесь режиссер гораздо активнее использует закадровый голос, чтобы подчеркнуть отчужденность персонажа, будто рассказывающего о переживаемых им событиях со стороны.

«Отступники», 2006

Четыре премии «Оскар», премия «Золотой глобус», а также премии Национального совета кинокритиков США, Гильдии режиссеров США и Гильдии сценаристов США

Скорсезе вновь возвращается к теме криминала, однако на этот раз режиссер находит новый ракурс и совершенно иначе расставляет акценты. Сценарий «Отступников» написан на основе сценария Феликса Чонга и Алана Мака, по которому в 2002 году был снят гонконгский триллер «Двойная рокировка».

Фильм рассказывает о заочном противостоянии главы ирландской криминальной диаспоры и главы полиции Бостона. В рамках этой войны гангстер внедряет своего человека в полицию, где тот узнает, что в рядах бандитов под прикрытием действует полицейский. Сквозь всю ленту красной линией проходит условие о том, что кроты по обе стороны закона никогда не знали друг друга и вряд ли познакомились бы, при том, независимо от мотивов своего поведения, и один, и другой начинают терять контроль над собой и ситуацией, желая только одного - чтобы их побыстрее оставили в покое.

С каждой последующей сценой Скорсезе все более и более очевидно противопоставляет жизнь человека, желающего просто выжить, организованным силам преступности с одной стороны и полиции — с другой. При нарастании градуса жестокости войны и повышения ставок, вопрос, стоит ли это того, звучит все чаще и чаще — но в самом фильме он не прозвучал ни разу.

«Остров проклятых», 2010

Награда национального совета кинокритиков США

Экранизация романа Денниса Лехейна «Закрытый остров» стала уже четвертой совместной работой Скорсезе и Леонардо ди Каприо. Действие картины разворачивается в 1954 году, когда маршал США в исполнении ди Каприо отправляется в психиатрическую больницу, чтобы расследовать исчезновение человека.

Персонаж ди Карио по сценарию страдает невротическим нарушением памяти — диссоциативной фугой, в связи с чем ему не всегда удается отделить собственные переживания, мысли и фантазии от реальных событий. Периодически в кадре фильма появляются различные отсылки к историческим событиям первой половины двадцатого века, что с одной стороны лишь усиливает напряжение триллера и делает атмосферу места действия — остров, на котором располагается больница — еще более пугающим, а с другой — предлагает вместе с главным героем разобраться, где правда, а где вымысел — и в пропаже человека, и в тех или иных трактовках истории.

Таким образом, Скорсезе возвращается к вопросам, поднятым еще в «Таксисте» за 34 года до съемок «Острова проклятых», когда человек пытается понять, как найти свое место в жизни и где вообще его искать — оба фильма начинаются с того, что главный герой только что сменил место пребывания.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах