Давнее детское увлечение кинематографом для Вениамина Тронина, кинорежиссёра из Глазова, однажды переросло в мечту, а из мечты - в реальность. 10 лет назад он начал снимать своё кино, где нет ярких спецэффектов, увлекательной погони и кинозвёзд мирового уровня. Но есть город, затерявшийся в глубинке, есть люди, чудаковатые, со своей непростой судьбой. И каждый раз он пытается найти красоту в этой обыденности.
Недавно Вениамин Тронин выиграл тендер Министерства культуры РФ и получил финансирование на создание документального фильма «Очаг». Съёмочная группа уже приступила к работе, а зрители должны увидеть киноленту в апреле.
Другие времена
Аргументы и факты: - Вениамин Семёнович, сейчас вы работаете над очередной документальной кинолентой. О чём можно снимать кино в провинции?
Вениамин Тронин: - Всегда интересно разбираться с новыми явлениями в обществе. У какого очага сегодня «греется» глубинка, да, чего там глубинка - вся страна?.. У телевизора, конечно. Все его чихвостят в хвост и в гриву, но при этом он и на кухне, и в детской, и в спальне. Подозреваю, что на Рублёвке телевизор даже в туалете скрашивает досуг. Моё кино о другом очаге - о самодеятельной культуре, которую дураки, рвачи и снобы торопятся похоронить. В Глазове такой очаг сумели отстоять. По масштабам центр самодеятельной культуры «Россия», пожалуй, единственный в республике. Здесь живут и думают по старинке: искусство - это искусство, а не сервис досуга, не служба быта, и художники - это художники, а не обслуга.
Очаг культуры
АиФ: - Выходит, художественная жизнь в провинции разворачивается вокруг подобных очагов?
В.Т.: - Филармоний-то у нас нет. А заезжие артисты - редкость, да и те в наших краях часто заняты чёсом, а не поиском истины. Вот и весь ответ. Но мне хочется рассказать о другом. Чего ради человек вдруг занимается такой непрактичной чепухой - поёт, танцует, пишет стихи? Какой ему прок с этого? Ладно, молодые, те, само собой, мир хотят покорить, а вот, скажем, пенсионеры, они-то зачем на старости лет вдруг в студию идут - рисовать учиться? Славы это им не принесёт, и денег не прибавит? Пустовато, стало быть, без красоты. Тоскливо. Не жить - не быть себя хочется выразить через нее. И получить свою порцию счастья. Потому как пустота - та ещё язва, и освобождение от неё - радость великая. Вот главная пружина творчества, а не слава и деньги. Правда, соскользнуть легко - спутать призвание с признанием. А эти друзья гуляют, к сожалению, часто врозь. В самодеятельности, как везде, свои подвиги, свои крушения. И в глубинке люди ищут своё место под солнцем.
АиФ: - А кто станет героем вашего фильма?
В.Т.: - Героем фильма станет и сам дворец культуры - этакий богатырь двужильный. Ветры дуют разные, а он стоит себе, несгибаемый. До сих пор при определённом положении солнца, на фронтоне здания нет-нет да и проступят слова, которые так и не смогли затереть ни время, ни белила: «Слава великому Сталину!» Такой вот характер, такая вот верность себе при рождении.
Северный изгой
АиФ: - Всё-таки кино - дело дорогое. Откуда деньги берёте на свои картины?
В.Т.: - Побеждаю на общероссийских конкурсах. Несмотря на жесткую конкуренцию 4 картины сняты на федеральные деньги. Теперь вот - пятая. Я подаю заявки и от нашей студии «Киноглаз-ов», и параллельно через студии московские. Но пока получается только через Москву. Не хотят чиновники деньги на сторону отдавать.
АиФ: - Возможно, эти столичные чиновники опасаются, что в провинции нет нужных ресурсов для создания профессионального фильма? Ведь необходимо оборудование, съёмочная группа должна собраться. В конце концов, нужно уложиться в сроки…
В.Т.: - На свои первые картины я привозил съёмочную группу из Москвы, в целях экономии, мы махом снимали весь материал, а потом я всё равно сам снова снимал - затыкал дыры. И, как мог, колдовал в монтаже, выкручивался из-за упущенных возможностей. Набегом может получиться или поверхностная халтура - как бы искусство, или продукт для телевидения - журналистика. А не кино. Поэтому технику для «Киноглаз-ова» я купил в кредит и сейчас выплачиваю его из тех самых федеральных денег, выигранных на российских киноконкурсах. А операторов выращиваю сам. И мне снимать легче, и для города - приварок, и ребятки, глядишь, дело своей жизни обретут. Надеюсь, что самые талантливые из них будут снимать не только свадьбы и корпоративы. «Киноглаз-ов», кстати, единственная в городе (да, наверное, и в республике) некоммерческая автономная организация в области культуры, работы которой охотно берут на международные фестивали, и при этом местные бюджеты никак в этом не участвуют. То есть кино про Удмуртию и Глазов республика и город получают бесплатно.
АиФ: - А дальше? Уже планируете очередные кинопроекты?
В.Т.: - Сначала «Очаг» надо сделать. А потом, если всё хорошо, будет картина о Глазове. Короленко в своё время посмеялся, назвав этот город «ненастоящим». Потом его окрестили «северной столицей» Удмуртии. А какой он сегодня? По-прежнему кузница республиканских кадров или выскочка, северный изгой? Имеет ли он вообще своё лицо, или это всё выдумки, и Глазов - такой же безликий провинциал, как многие другие? По мне так Глазов - очень пёстрый и противоречивый. Смотрите сами: в моногороде с режимным предприятием, а, значит, с особой дисциплиной, очень сильно протестное настроение. Или другой пример. Вы знаете, когда у нас выстроили Ледовый дворец? Раньше, чем в Ижевске, если не ошибаюсь, Глазов вошёл в десятку первых городов всего Советского Союза с искусственным катком! На этом льду, кстати, росла фигуристка Лиза Туктамышева, нынешняя чемпионка. Как бы там ни было, в этом пёстром городке я родился и живу.
Досье
Вениамин Тронин родился в 1960 г. в Глазове. Окончил историко-филологический факультет Горьковского университета, Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Снял 7 фильмов. Сейчас работает над восьмым.