Примерное время чтения: 8 минут
142

Кинорежиссёр защищает малую родину

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Удмуртия 25/07/2012

Удмуртия, 25 июля, Ижевск. Но взгляд творческого человека восприимчив ко всему, что происходит вокруг. И вкупе с кинолентами режиссёр, сценарист и поэт из Глазова начал издавать собственную независимую газету, где рассказывает правдиво и жёстко о том, что происходит в городе. 

Натуральное хозяйство

- Вениамин Семёнович, вероятно, собственная газета - это последняя возможность достучаться до чиновников. Что же стало отправной точкой, точкой кипения?
- Конечно, я бы не занимался газетой, а снимал бы своё кино. Но в провинции общественно-политический ландшафт обеднён настолько, что приходится всё делать самому. Настоящее натуральное хозяйство. В развитом гражданском обществе политики вынуждены ладить с многочисленными сообществами, искать поддержки у публичных личностей, делиться интересами, адаптировать цели, а у нас - целина, некультивированная почва. Вся общественно-политическая жизнь ограничивается депутатством и принадлежностью к партии. Общество никак не может дозреть до гражданской активности. Власти это на руку - ладить надо не с народом, а только с горсткой депутатов, у которых, на мою беду, так туго с пониманием значимости художественной культуры. Это общий момент, но есть и особенность времени. Скажу прямо: сегодня партия власти отняла у людей муниципальные СМИ. Народные газеты стали насквозь партийными. Редакторы, как правило, входят в руководящие местные органы партии и озабочены проблемами не своего городка, а интересами партийной элиты. Я очень не хотел ступать на поле политики, но градус сладкоголосого вранья в газетах зашкалил до такой степени, что заниматься исключительночистым искусством становится стыдно. В душе образуется дефицит самоуважения. У нас вызрело целое племя бесовских журналистов. Как с ними бороться? Вот я и нашёл свой путь - с юмором. В газете «Околица» теперь будем учреждать приз и звание по итогам года. Есть такое удмуртское выражение - «паллян кырзась», что дословно значит - «поющий влево» (фальшиво). Представляете, результаты 2012 г.: Иван Пупкин - обладатель титула «Мистер паллян кырджась», трижды обладатель статуэтки «Сладкий язык»… В городке, где все знают всех, признанному подлизе придётся туго.
- Всё-таки вы - человек культуры. Какие проблемы в этой сфере требуют скорейшего решения? 
- Я так отвечу: думать о глобальном найдётся кому, а я всё больше - о Глазове. Поэтому и кино снимаю про земляков, и газету начал выпускать для них. Родной городок - это как лифт в многоэтажке на загаженной окраине: можно каждое утро, попадая в него, затыкать нос и закрывать глаза, а можно ещё и перчатки надеть и прибраться в нём. При этом и соседи будут крутить у виска, и на следующий день снова помойка… Но капля точит камень. Не Москва, а Глазов - выражение России, не столица, а глубинка определяет столь гигантскую страну. И глубинка эта сильно обижена государством. Скажу только про кино. Минкульт РФ распределяет деньги на производство картин из расчёта на все регионы, а оседают они на 90% в Москве. Попробуйте их взять, минуя посредничество московских киностудий. Так во всём: от производства гвоздей до обогащения урана, от кино до партийного обустройства.
У нас все говорят: прожорливая Москва доит всю Россию. А я скажу: и правильно делает, потому как мы сами позволяем, а, может, даже и хотим этого. А если мы ещё не утратили напрочь инстинкт самосохранения, то давайте будем не трепаться о малой родине, а защищать её. 
Все партии - и властные и оппозиционные, имеют общее место. Они - московские, заправляют ими партийные элиты из столицы. На последних выборах в нашу Городскую думу я сформулировал лозунг: «Моя партия - мой город». Многие недоумевали, как это так: ведь голова всегда в Москве…  Время изменилось, люди стали понимать, что жёсткая вертикаль без сильной горизонтали как гнилая верёвка - чуть дёрнешь и обрыв. Отсюда и Пугачёво, и Балезино, теперь вот и Крымск. Надо жизнеустройство менять в корне. Чтобы в очередной раз в Россию не пожаловала опричнина, надо создавать свои городские, региональные партии и движения, объединяться в ассоциации для представительства в Госдуме, и при этом сильно контролировать, чтобы они не «остоличились». Перспективу сильной горизонтали понимают уже и внутри действующих партий, поэтому они начинают поддерживать в глубинке беспартийных, но авторитетных людей. Это качественно иная ситуация, внушающая надежду.

Время сатиры
- Выпуск газеты на собственные деньги - это единственный способ «докричаться до власти»? Неужели так сильно наболело, что и денег не жалко? 
- Вы попробуйте напечататься в нашей «официальной» прессе. Статью предложат перекроить в интервью, ин-тервью снабдят обтекаемыми вопросами, в результате острота и смысл будут выхолощены. После таких публикаций я чувствую себя кастратом. Легче энергию, направленную на продавливание статьи, пустить на зарабатывание денег, а на них издать собственную газету. Газету я делаю сам, распространять помогает младший сын с друзьями, поэтому расходы только на типографию. А это меньше 10 тыс. руб. Вообще-то «Околица» - это не газета, а обозрение. Не добывание информации (что хлопотно и дорого), а обработка её. Жанрово - публицистика плюс сатира. На мой взгляд, вернулось время сатиры. Ругань политическая надоела. Сладкоголосица - тем более. Вместо того чтобы браниться с конкретным чиновником и от беспомощности биться головой о стену, я предлагаю городу дружно посмеяться над ситуацией.
- Какова позиция власти? И какой реакции вы ждали?
- У меня был школьный друг - высоченного роста, он любил говаривать: «Чем мельче, тем злее». Таких чудес, как сейчас в Глазове, не бывало. Власть обмельчала настолько, что речка уже пересохла. Очень показательный пример: власть дороги не ремонтирует, а закрашивает народные надписи возле ям на проезжей части, адресованные партии власти. А теперь главный вопрос: почему так? Что случилось? Что за бедствие такое во власти в глубинке? Ответ очень простой: власть беспомощна, потому что она навязана. Что сегодня является главной номенклатурной доблестью? Не талант, не грамотность, а уж тем более не характер и совесть. В почёте только послушание и верность. 
Ждём перемен?
- А что говорят горожане по поводу вашего издания?
- Пока только благодарят, предлагают любую помощь и даже деньги. Но резонанс огромный. Я предполагал, что будет отклик, но что такой… Телефон кипит, почта забита, меня останавливают на улице… Ну, ладно благодарит интеллигенция - врачи, учителя, тем более работники культуры - это понятно и ожидаемо, но заводчане, пенсионеры… Даже журналисты - из той самой газеты, которую я критиковал… Священник приехал с тёплым словом… Весь народ, оказывается, жутко недоволен властью в Глазове. Это новое качество общества. Ведь в глубинке люди позволяют себе критиковать центр, а своих начальников побаиваются. Для меня образ времени, образ сегодняшней России - это покосившиеся хибары с гирляндами телевизионных тарелок. Знаете почему? Дело не в хлебе и зрелищах. Спутниковое телевидение не имеет местных новостей. Что так любо местной власти.
- Каких перемен вы ждёте, затеяв этот печатный проект? 
- Виктор Цой когда-то вдохновлял молодёжь словами: «Мы ждём перемен!» Сегодня это не актуально и даже инфантильно. Перемен не ждут, их создают. Серьёзные перемены придут с новыми людьми. Но чтобы они проросли, эти молодые и правильные, нам надо самим создавать прецеденты, подавать на чиновников в суд, печатать газеты, создавать интернет-телевидение, а главное - думать, говорить и делать без оглядки на власть. Я не хочу изменить мир. Я хочу только одного: чтобы в моём лифте было чисто.
Справка «АиФ»
Вениамин Тронин родился в 1960 г. в Глазове. Окончил историко-филологический факультет Горьковского университета, Высшие курсы сценаристов и режиссёров в Москве. Снял 7 фильмов.
С 2012 г. издаёт собственную газету «Околица». 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах