На сцену выкатывается «шайтан-машина». На ней сидит красный молодец и выводит рулады на баяне…ногами:
- Гармонь - лекарство от тоски...
Молодцу Василию Пушину 52 года. Он изобрёл чудо-баян и получил за это свою «Минуту славы».
Сочиняй мечты
Слава Василия на сцене в «Останкино» длилась минуту, а предыстория к ней не один год.
- С малых лет, бывая с родителями на свадьбах, я слушал, как гармонь поёт, - рассказывает изобретатель. – Когда подрос, сам начал играть. Но профессионально этим заниматься не стал. Баянистов тогда не уважали, их «неработью» называли. Да и как семью на 40 рублей прокормишь? Поэтому трудился я на заводе. Планировал, когда на пенсию выйду, сделаю такую гармонь, на которой можно ногами играть.
На Автозаводе Василий «горячий стаж» выработал, на 10 лет раньше на пенсию вышел и, закатав рукава, стал мечтой заниматься.
Незавидный жених
- Посмотрите-ка, друзья, моё изобретение… - поёт Василий.
Внешне «агрегат» напоминает машину. На «капоте» знак - ограничение скорости, есть ручной тормоз, колёса итальянского производства, а вместо руля - гармонь с педалями. На водительском месте - табуретке сидит Василий, и растягивает меха ещё одной гармони, которая соединена с другой трубой от пылесоса.
- Пока делал ножную гармонь, несколько раз хотел её выбросить, потому что ничего не получалось. Сначала соединил гармони шлангом от стиральной машины, но звук некрасивый выходил, поэтому пришлось заменить шланг на трубу от пылесоса, - сетует изобретатель. - Всё делал из подручных материалов. В ход пошли и втулки от мотоцикла.
Один ехать в Москву за славой Василий Александрович не решился. Составить ему компанию на сцене в «Останкино» предложил трём голосистым певуньям: Ларисе Владимировой, Светлане Чукаревой и Татьяне Воронцовой. За 2 месяца они сделали номер и поехали жюри удивлять. И удивили…
- Что это такое? Василий Александрович, на вид вы жених не завидный, а женщины вас на себе возят?! - нажала красную кнопку Лариса Гузеева.
Зато Сергей Юрский оценил простоту и душевность участников из Удмуртии:
- Какие есть, такие есть.
В финал ижевчане не прошли, но об этом не жалеют.
- Если твою гармонь никто не услышал, значит, ты не гармонист, - разводит руками Василий. А эта гармонь уже вон сколько вокруг себя людей собрала.
Рукодельный напев
Василия Пушина на «Минуту славы» пригласили сами организаторы, которые про изобретателя узнали в интернете. Чтобы не попасть впросак, Василий с подругами взяли уроки вокала у Марии Корепановой, которая два года назад стала финалисткой программы. В отличие от своих «учеников» она проходила кастинг, чтобы получить свою минуту славы.
- Уровень передачи за 5 лет очень вырос. На отборочном туре были профессионалы высочайшего уровня, а не сантехники и пекари,- рассказывает Мария. - Я не знала, пройду ли кастинг, потому что номер был очень специфический, но на генетическом уровне понятный всем, независимо от нации и возраста слушателей.
Маша рискнула и попала в точку. «Удмуртский крезь» - рукодельный напев северных удмуртов и бесермян тронул организаторов. Из 60 претендентов выбрали её и ансамбль «Инвожо». В отборочном туре все судьи сказали «да», и попросили спеть на бис. Часть разговора Маши с жюри осталась за кадром.
- Мария Шукшина задавала много вопросов, которые потом вырезали из программы, - с сожалением говорит Маша. Её заинтересовали наши национальные костюмы, она спросила, откуда эти напевы и о чём поют удмурты. Я рассказала о традициях, о способах исполнения.
«Гордяк» народа
В последний момент Мария Корепанова отказалась участвовать в финале.
- Проект есть проект. В нём заранее всё известно: кто чей, кто и что будет в нём делать. Постепенно я составила картинку внутреннего течения передачи, и поняла, что участие в отборочном туре - это всё что нужно и дальше идти не следует, чтобы не разочаровываться.
Древние напевы тронули не только жюри. После выступления к Мари Лади, так звучит имя Маши на удмуртский лад, подошёл мужчина со слезами на глазах и поблагодарил. Но настоящую похвалу и благодарность, говорит Мария, она услышала у себя дома.
- Из Москвы я ехала домой, в забытые Богом деревеньки. Удмурты говорили мне: «Ты молодец, у нас теперь гордяк за свою культуру». Нет ничего ценнее видеть горящие глаза людей, которые гордятся своими традициями. Кому-то «Минута славы» даёт огромные контракты по всему свету. Я получила гораздо больше. На телеэкране зрители видели не меня, а наследие северных удмуртов и бесермян. Своим выступлением я поблагодарила народ, частью которого являюсь.