Примерное время чтения: 6 минут
478

Почему удмуртские буренки больше не влияют на цену молока

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51. "Аргументы и факты в Удмуртии" 18/12/2013
Александр Горбунов / АиФ

Цены на молоко, как и на все продукты питания, изготовленные на его основе, в последнее время стабильно растут. Специалисты, которые занимаются вопросами мировой экономики, объясняют это дефицитом сырья, что возник по причине неурожая в Новой Зеландии. Дескать, из-за этого тамошние коровы стали молока давать меньше. А что же наши буренки? Почему они перестали  влиять на цены? На это у местных крестьян есть свои ответы.

В деревне - тишина

В д. Почешур, в одну из бригад местного колхоза Екатерина Петрова перебралась в 1982 г.

- Я в деревню замуж вышла, - рассказывает она. - А где здесь работу найдешь? Только на ферме! В то время в Почешуре были хозяйства на 200 коров, свинарник, телятник, бычатник, конный двор - скота много, но и рабочих рук - хоть отбавляй! Работы на всех не хватало, получить постоянную группу коров считалось большим везением. Я, например, подменной дояркой несколько лет работала. А подменных было много. Поэтому после каждого рабочего дня искала начальника, чтобы наряд на следующий день получить, иначе могла и без работы остаться. Сейчас скота в Почешуре нет, коровник в аварийном состоянии, и всех коров в центральную бригаду перегнали. После банкротства колхоз получил новое название. Я боюсь, что и Почешура лет через 50 не будет: без производства деревня умирает. Когда мы доильные аппараты включали, их гул далеко по округе разносился. И вся она в этот момент как будто встряхивалась и молодела. Сейчас повсюду - мертвая тишина. Председатель хотел новый коровник строить, да передумал: работать некому. Молодежь на ферму не идет, да и вообще в деревне не остается. Основные жители - пенсионеры. Вот мы доживем свой век, и не станет Почешура, а ведь со дня его основания более 300 лет прошло!

Сейчас Екатерина Павловна работает на ферме в д. Большие Сибы. Из Почешура ее и других доярок по утрам привозит колхозный автобус.

Пуповина энтузиазма

Пуповина между человеком и землей, на которой он родился, ослабевала все минувшее столетие. Отток сельского населения в города советское правительство сдерживало по-разному. До 1960-х гг. колхозникам, как крепостным, паспорта не выдавали. После стремились уравнять качество жизни в селе и городе. 

Беспаспортная деревня досыта накормить страну не смогла. Продовольственный кризис в 1960-е гг. решили успешными  реформами, после которых поддержка сельского хозяйства со стороны государства постоянно укреплялась. Статистика конца советской эпохи говорит о высокой социальной отдаче тех инвестиций. Например, каждый человек, в среднем, мог выпить в день более 1 л молока. И, скорее всего, выпивал, потому что покупали молоко не в полиэтиленовых пакетах по немыслимо высокой цене, а наливали в 3-литровые бидоны. В начале 1990-х гг. в Можге за молоком, что разливалось из фляг, выстраивались огромные очереди. Сейчас очередей нет. Да и молока того - цельного - тоже нет. Зато на прилавках появились продукты: сырный, творожный, сметанный - имитация натуральной и полноценной пищи.

Скучает по полю

- Смотрели с мужем на днях телепередачу, где важные чиновники из Москвы говорили о сокращении импорта сельхозпродукции, дескать, сами производить будем, - продолжает Екатерина Петрова. - Говорили серьезно и убедительно, а нам смешно. Где ж эта продукция возьмется, если в деревне рабочих рук нет? Я думаю, что чиновникам деревня не нужна. 30 лет я наблюдаю, как производство разрушается. Развал остановить никто не хочет. Слова говорят красивые, а дела-то нет! Вот и бежит молодежь из деревни - никому под руинами свою жизнь губить не хочется!

Работать на фермах в Можгинском районе скоро будет некому. Фото: АиФ / Светлана Стовбун

Мнение власти

Владимир Дерюгин, первый заместитель Главы Можгинского района: 

- Руководители сельхозпредприятий в последнее время «заразились» заблуждением, что кадровую проблему можно решить современной механизацией. Что доярок может заменить молокопровод, а бригаду механизаторов - один мощный трактор. Покупают они дорогой племенной скот, импортную технику, а с коллективом работы не проводят. В результате дорогие коровы доведены до мастита, а лизинговый трактор опрокинут в кювет. Человек труда заслуживает внимания и уважения, похвалы и ободряющего слова. Если он ощущает свою значимость в коллективе, то не будет жаловаться на низкую зарплату. Сила деревни - в коллективе. Кадры - самая дорогая составляющая сельскохозяйственного производства. Кадры дороже техники, скота, удобрений и т.д. Но кто-то эту истину подзабыл.

Мнение эксперта

Галина Николаева, главный зоотехник СПК «Держава» Можгинского района:

- После модернизации животноводческих ферм каждая доярка обслуживает по 50 коров. При этом средняя зарплата составляет 10 тыс. рублей в месяц. Для села неплохо, но работников нет. И только из-за этого мы не можем увеличить поголовье коров и, соответственно, объемы молока. Продуктивность коров достигла максимальной для нашего региона отметки. Корми - не корми добавками, надои уже не поднимутся.

Думаю, кадровая проблема в селе - результат отношения властей к сельскому хозяйству последние 20 лет. Престиж крестьянского труда находится на нулевой отметке. За время демократических преобразований все научились себя ценить и желать себе и своим детям лучшего. Наш СПК еще держится. В других деревнях, что близко от Можги находятся, давно колхозы развалились.   

 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах