АиФ: - Насколько понимаю, сегодня у вас последний день свободной предсезонной жизни. С завтрашнего дня по сути начинается олимпийский сезон?
Д. Я.: - Вообще, сезон у нас давно уже идет. Он начался еще в мае. А сейчас у нас просто очередной сбор перед зимними соревнованиями.
АиФ: - Насколько тяжело было пробиться в состав российской олимпийской сборной?
Д. Я.: – Конечно, очень сложно, нужно много поработать, приложить немало усилий и зимой уже показывать достойный результат.
М. В.: – Потенциальных кандидатов в сборную, которые могли бы достойно представлять страну на Олимпиаде, очень много, если так подумать.
Д. Я.: – Можно сказать, что любой российский лыжник является кандидатом в сборную.
М. В.: – Нас сейчас только от Удмуртии шестеро человек тренируется в команде. В нынешнем составе очень высокая конкуренция.
АиФ: - Можете назвать своих личных конкурентов? К примеру, на вашей, Максим, основной дистанции 50 км?
М. В.: – Можно сказать, что все, кто сегодня тренируются в команде, в равной степени конкуренты. Все, кто выйдут на прикидочные старты, будут бороться. Нет такого, кому можно было бы сказать: «Ай, тебя я точно выиграю!» У нас такой вид спорта – все может быть.
АиФ: - Максим, вы уже не первый год успешно защищаете честь России на крупнейших международных стартах, включая чемпионаты мира. Перед олимпийским сезоном есть уверенность в успехе?
М. В.: - Мы для этого все лето и осень тренируемся, чтобы уверенность крепче была.
АиФ: - Представим, что уже минули все эти оставшиеся до Олимпиады месяцы, вы оба успешно прошли окончательный отбор и готовитесь к выступлению в Сочи. На что там прицелитесь? Только «золото»? Или призовая тройка? Или вообще пока об этом предпочитаете не думать?
М. В.: – Нет, почему, думаю. Конечно, хочется постоять на верхней ступеньке олимпийского пьедестала. Границы для себя нужно ставить максимальные.
Д. Я.: – Согласен, нужно быть максималистом. Хотя лично для меня просто съездить на Олимпиаду – уже большой успех. Буду бороться за самые высокие результаты. Отдам все, что есть, чтоб попасть в тройку и, если повезет, на первую призовую строчку.
АиФ: - У меня создается такое ощущение, что лыжники Удмуртии традиционно наиболее успешно выступают на длинных, марафонских дистанциях, требующих достаточно серьезной физической, атлетической подготовки. Это так?
М. В.: – Мне кажется, мы все же на каждой дистанции стараемся создавать конкуренцию. Вот Дима прошлой зимой бежал спринт на чемпионате мира. На чемпионате России мы с ним выигрывали тот же спринт вместе.
Д. Я.: – Просто так получается, что раз на раз не приходится. Может смазка повлиять, может еще что-нибудь случиться. На результат влияет очень много факторов.
АиФ: - То есть сейчас среди лыжников нет узких специалистов?
М. В.: – Да. Все равно каждый лыжник сегодня старается быть универсалом. Просто у кого-то что-то лучше получается. Есть, конечно, небольшое разделение: специалисты по коньковому ходу, по классическому. Но все равно все стараются подтягивать слабые места.
АиФ: - У вас лично к чему больше душа лежит: к «коньку» или к «классике»?
М. В.: – Душа лежит к тому, какая гонка. Многое еще зависит от самочувствия. Хорошо себя чувствуешь – бежишь «классику». А бывает ну просто тяжело, да еще с лыжами что-то не то, со смазкой проблемы. Тогда, конечно, лучше бежать «конек». Не могу так однозначно сказать: вот эта гонка, эта дистанция, эта трасса – моя.
АиФ: - Какие ключевые старты предстоят российским лыжникам в преддверии сочинской Олимпиады?
М. В.: – Главное – это, конечно, этапы Кубка мира в Финляндии, в Норвегии. У нас уже в России были прикидочные старты. Сейчас, возможно, в Болгарии побегаем. А вкатывание на снег – опять же в Финляндии.
АиФ: - Любой спортсмен живет не только спортом. Чем живете вы?
М. В.: – Для меня главное - моя семья.
Д. Я.: – У меня - родители, девушка.
АиФ: - Как ваши близкие относятся к вашему длительному отсутствию во время сезона?
М. В.: – Они понимают, что это нам нравится, это наше любимое дело.
Д. Я.: – Первое время еще думали, сомневались, а потом привыкли. Все привыкают к этому.
АиФ: - В ваших семьях уже заводили разговоры о Сочи, или стараетесь пока избегать этой темы?
М. В.: – Нет. Я вообще не могу сказать, что предстоящая Олимпиада в Сочи – это все в моей спортивной жизни. По большому счету, это обычные соревнования, тот же самый этап Кубка мира. На старт выходят те же самые соперники, правда на Олимпиаде их меньше: на Кубке от каждой страны стартует шесть-семь человек, а тут – всего четыре. То есть конкуренция даже меньше.
АиФ: - Конкуренция меньше – значит и мотивация ниже?
Д. Я.: - Нет, наоборот, ответственность выше.
М. В.: – Да и психология влияет – все-таки «домашняя» Олимпиада.
АиФ: - И все-таки, когда приезжаете домой, для вас существуют только домашние дела – и больше ничего?
М. В.: – Конечно. Представляете, сколько за время поездок по соревнованиям скапливается чисто бытовых, житейских проблем? Нас по 20 дней не бывает, потом неделя дома, и опять на 20 дней уезжаешь – все это постепенно одно к одному подбирается.
Д. Я.: – Когда живешь дома отдельной семьей, конечно, скапливаются дела по мелочи. А если с родителями, как я – у них-то всегда работы хватает, хоть приезжай, хоть не приезжай. Приедешь, все, вроде, сделаешь – а назавтра новое появляется. (усмехается)
АиФ: - Так складывается, что в Удмуртии наиболее сильные лыжники выходят из глубинки.
М. В.: – А вы считаете Можгу глубинкой (Дмитрий Япаров живёт в Можге. – «АиФ»)? Это, вообще-то, город! Но я понял вас и могу ответить. В больших городах много соблазнов. Можно заниматься самыми разными видами спорта. Это раз. Во-вторых, в том же Ижевске тяжело серьезно заниматься лыжными гонками, нужно специально выезжать на трассу. У нас в Шаркане, например, ты из школы вышел, перешел дорогу, зашел на базу, переоделся, прошел еще немного – и ты уже на лыжне, можешь начинать тренировку. В Ижевске есть хорошие возможности для более взрослых спортсменов, которые тренируются на жестких, сложных трассах, к примеру, на спорткомплексе им. Галины Кулаковой. Но я все же считаю, что развивать лыжную инфраструктуру нужно именно на селе. Может, потому что я сам селянин. Да, деревенским детям в чем-то проще, но им все равно нужны новые базы. Да и в школах на селе финансирование спортивных секций гораздо более скромное, чем в городах.
АиФ: - Под конец разговора позволю себе задать вопрос, не связанный напрямую со спортом. Вы во время соревнований за политикой следите? К примеру, сейчас очень много разговоров о том, что на организацию сочинской Олимпиады тратится слишком много средств. Она уже стала самой дорогой зимней Олимпиадой за всю историю.
М. В.: – А у нас всегда все самое дорогое, все самое лучшее. То же «Евровидение» самое дорогое было.
Д. Я.: – У нас хотят сделать все очень красиво. Это нормально.
М. В.: – Конечно, в Европе все равно стараешься слушать новости. Не скажу, что так сильно переживаю по поводу каких-то конкретных событий, болею. Мне нравится быть в курсе политических событий, но ломать себе голову, почему кто-то там наверху сделал так, а не по-другому, – такого нет. Все равно нас «там» пока не спрашивают.
Смотрите также:
- Чемпионка мира по сумо Анна Жигалова: «Успеха помогают добиться выдержка, расчет и божья помощь» →
- Селфи в платье из сундука. Как найти культурную и национальную идентичность →
- «Когда ты молод — море по колено». Ижевская гандболистка о смелых планах →