Корреспондент «АиФ-Удмуртия» рассказывает о биографии гимнаста Давида Белявского и о том, как он попал в Олимпийскую сборную.
Обыкновенный вундеркинд
Давид рос активным и подвижным ребёнком – ни минуты не мог усидеть на месте. Кроме того, он от природы был необычайно гибок. С легкостью садился на шпагат, делал мостик, другие упражнения.
Воспитывала Давида бабушка. Очевидно, что спортивные гены достались Давиду как раз от неё – Людмила Викторовна в молодости активно занималась спортом. Если обыкновенные бабушки смотрят по телевизору сериалы, то бабушка Давида предпочитает спортивные трансляции. Вместе с внуком они не пропускали ни одной трансляции с соревнований по спортивной гимнастике. Давид был в полном восторге и следил за телевизионной картинкой, не отрывая глаз. Гимнасты казались ему людьми с другой планеты, а гениальный Алексей Немов казался настоящим волшебником. «Как это у него получается?» - с восхищением и завистью одновременно спрашивал мальчуган. «И ты так сможешь, - обнадежила внука бабушка. – Но для того, чтобы выступить на Олимпийских играх, тебе придется долго и упорно работать». Слова Людмилы Викторовны оказались пророческими.
Когда Давид учился во втором классе, он записался в школьную секцию гимнастики. Правда, ходил на занятия совсем недолго, чуть больше месяца. И не потому, что наскучило, всё оказалось гораздо проще. «Мне больше нечему научить Давида», - признался учитель и порекомендовал отвести способного мальчика в спортивную школу. И тогда бабушка привела внука в известную всему Воткинску детско-юношескую спортивную школу «Знамя» к тренеру Сергею Закирову. Гимнастика стала превращаться для Давида в профессию. Он уходил на утреннюю тренировку к шести утра и возвращался домой поздно вечером. Нельзя сказать, что Давид был наголову сильнее сверстников, но в этом и заключается тренерский талант – найти среди равных подопечных самого достойного. «Парень подкупал своей настойчивостью, - говорил позже Сергей Николаевич, который фактически заменил Давиду отца. – За несколько лет он не пропустил ни одной тренировки. Плюс ко всему, разумеется, у него были хорошие данные, заложенные матушкой - природой».
Китайского грамота
Когда Давиду исполнилось 12 лет, на него обратил внимание известный тренер из Екатеринбурга Пётр Китайский. В 14 Белявский переехал в Екатеринбург в школу олимпийского резерва – это уже был даже не шаг, а гигантский шажище на пути к победам. Нельзя сказать, что переезд дался легко – но Давид понимал, что ради воплощения мечты в реальность придется пойти на жертвы, оставить дом, друзей.
Китайский вспоминал позднее, что в первое время мальчик был скромен, даже чересчур застенчив, из таких слова вытаскиваешь клещами. Но трудностями их не напугаешь – характер дай Бог! «Что мне всегда нравилось в Белявском, так это его стремление учиться, самосовершенствоваться», - подчеркивает Пётр Александрович.
Старшие товарищи и сверстники Давида делали всё, чтобы адаптация проходила не столь болезненно. Но главное, что помогало новичку быстрее освоиться – успехи в зале. Перед каждым соревнованием Давид ставил перед собой цель выиграть – и нередко ему это удавалось.
Впервые наш герой заявил о себе в 2008 году, завоевав в Швейцарии две серебряные награды юниорского первенства континента. Через год на юношеском олимпийском фестивале в финском Тампере он стал четырёхкратным чемпионом. А затем собрал полный комплект медалей на неофициальном юниорском чемпионате мира в Японии. Вундеркинда Белявского включили в ежегодную энциклопедию «Одаренные дети – будущее России».
«Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?» - вопрошал в свое время БГ. И сам же отвечал: «её нет, нет, нет…» В спортивной гимнастике «молодая шпана» регулярно напоминает о себе более опытным спортсменам, больно наступая на пятки. «Пусть наступают! Молодёжь очень помогает, не даёт расслабиться ни на минуту, - улыбается Белявский. – Помню, я так же в своё время приходил в сборную команду, так же помогал старшим».
«Голиафы» - в прошлом
Ассоциации – насколько великая штука, настолько и назойливая. Партия и Ленин, Самсон и Далила, «Марс» и «Сникерс». Давид и Голиаф – из этого же ряда. Представляете, какой соблазн для спортивного журналиста, пишущего про атлета по имени Давид! С голиафами «бились» и британский (так будет политкорректнее) футболист Бекхэм, и аргентинский теннисист с армянскими корнями Налбандян и много кто ещё. Совсем недавно с японскими голиафами (а японцы в спортивной гимнастике котируются сейчас как канадцы в хоккее с шайбой) сражался и Белявский. Прозвища к нему по причине звучного имени не липли. До недавних пор. На чемпионате Европы в Берне, который проходил в конце мая – начале июня в швейцарском Берне, Давид получил от организаторов соревнований специальный приз за харизматичность и элегантность – отличные (и дорогие, само собой) швейцарские часы. Сейчас его в Европе иначе как «Мистер элегантность» не называют и Белявский спешит оправдывать свой новый «титул». Прежде чем уехать на предолимпийские сборы в Подмосковье, Давид вместе со своей девушкой Марией открыл в Екатеринбурге салон красоты.
Волнения нет?
«В Бразилии осуществилась мечта моего детства – я стал олимпийским чемпионом» - возможно, так будет начинаться очередная глава из книги Давида Белявского, если он её, конечно, когда-нибудь напишет. Это было бы красиво: чемпион из России стоит в белых штанах (в Рио, как утверждал товарищ Бендер, «все поголовно ходят в белых штанах») на верхней ступени пьедестала почёта с тяжелым золотым кругляшом на шее и слушает гимн Александрова.
И это не какая-то сверхнаучная фантастика: Белявский подтвердил своим выступлением в Берне, что с настроем и готовностью у него полный порядок. Кроме часов Давид выиграл два «золота», «серебро» и «бронзу». Тренер Валерий Ломаев ничуть не удивился успехам своего подопечного. «Так и должно быть, я в тебе нисколько не сомневался, - сообщил он Давиду по телефону».
«Никакого волнения перед Олимпиадой у меня нет, - говорит сам Белявский.- Программа готова. Главное – обойтись без травм».