aif.ru counter
405

Уже не город-завод: где скрыта душа Ижевска?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. "Аргументы и факты в Удмуртии" 06/08/2014
Александр Горбунов / АиФ

«АиФ-Удмуртия», Ольга Казанцева

А между тем наш город стремится упрочить свой статус культурного центра. В этом уверена Валентина Гартиг, искусствовед, заместитель директора Удмуртского республиканского музея изобразительных искусств, она-то знает, где скрыта душа Ижевска.

Фото: АиФ / Александр Горбунов

Досье

Валентина Гартиг родилась в 1951 г. В Ижевске. В 1973 г. окончила Ленинградский государственный университет им. А. Жданова по специальности «искусствовед». Работает в Удмуртском республиканском музее изобразительных искусств, член Союза художников России, Ассоциации историков искусства России.

Мы разговариваем с Валентиной Оскаровной в ее кабинете, и все это время телефон буквально разрывается от звонков. Ижевчане интересуются, какие картины лучше приобрести, спрашивая прежде совета профессионала. Может быть, наши люди уже готовы приобщиться к прекрасному? 

 

Музейная прививка

- Валентина Оскаровна, а вы как относитесь к городу, в котором родились?

- Я действительно родилась и выросла в Ижевске, только вот разглядеть красоту этого города сразу не смогла. Путь от неприятия до любви был долгим и непростым. Не скрою, было время, когда хотела уехать отсюда. Жизнь где-то вокруг казалась интересней и слаще. И под этим впечатлением уехала учиться в Ленинград.

Вообще, чтобы стать искусствоведом нужно иметь большой багаж знаний, и самое главное - стремиться к прекрасному. Я училась в школе № 24, где процветало творчество и прививалась любовь к этому самому прекрасному. Например, Михаил Дружинин, известный балетмейстер, вел уроки танцев. Факультатив по истории искусств вела искусствовед Наталья Розенберг. Да и в Ленинграде преподавали известные художники, искусствоведы, приобщиться к прекрасному можно было в Русском музее, Эрмитаже, бывали мы и в закрытых фондах. Так я и получила свою «музейную прививку». Как-то на лекции в музее преподаватель так самозабвенно рассказывала о картинах, что было понятно - она всю себя посвятила искусству. А я смотрю и вижу, что у нее, музейного работника, кофточка на локтях так протерлась, что скоро дыры появятся. И тогда я поняла, кто такие истинные ценители искусства, насколько они отвлечены от бытовых проблем и погружены в мир искусства. Сейчас, как и раньше, труд музейных сотрудников оплачивается скупо, но они всей душой радеют за процветание искусства, несмотря ни на что, ставят «музейную прививку» непросвещенным.

Кроме работы в музеях, мы выезжали на археологические практики в Великий Новгород. И из одной такой экспедиции я привезла кусочек фрески Феофана Грека, и это была огромная радость. Отношение к профессии у нас было более серьезное, чем у нынешней молодежи. Мы самозабвенно отдавались своему делу. Однажды даже пришлось перепрыгивать по льдинам через реку, чтобы попасть в город, где Саврасов писал своих «грачей».

Так, получив приличный багаж знаний и энергии, я вернулась в Ижевск - нести культуру  в массы. Но родной город жил совсем другой жизнью. Здесь правил завод, а из-за его дыма было не разглядеть культурных ценностей.

Таким был город-завод Ижевск в кон. 19 - нач. 20 века. Фото: Из личного архива

Мечта о далеких краях

- Как вы думаете, можно ли назвать Ижевск культурным столичным городом? Или это все-таки провинция, из которой хочется уехать?

- Первый признак провинциальности - когда сами жители не видят в своем городе прекрасного, когда им скучно жить. А на самом деле, у нас очень активно развивается искусство в самых разных областях, работы наших художников ценятся за рубежом, а у нас, почему-то нет. Вот такое пренебрежение к своей культуре и истории. Вот вспомните недавнее прошлое Ижевска, когда даже магазины в городе называли «Париж», «Венеция», «Елисейские поля». Все это - извечная мечта провинциала о далеких краях. А между тем, Ижевск давно уже перестал быть провинциальным, начал уважать себя. Например, новый музей истории города тому доказательство.

- Думаю, в городе много талантливых людей. Просто им сложно пробиться. Ваш музей способен им помочь сделать первые шаги в искусстве? Например, организовать выставку…

- Желание помочь молодым, конечно, есть. Только вот возможности не всегда позволяют это сделать. Например, наш музей просто не в силах вместить всех желающих экспонироваться. Для этого в городе необходимо создать музейный квартал, открыть мастерские, где начинающие таланты смогут реализовать себя. Пора перестать Ижевску быть индустриальным городом. Понять, что без творчества мы потеряем что-то главное, не сможем достучаться до души человека.

Нужны мифы и легенды

- Раньше, особенно летом, на городских улицах можно было увидеть художников, рисующих Ижевск и портреты ижевчан. Они собирались на Центральной площади, в Летнем саду. А теперь куда исчезли?

- И теперь собираются, но только по праздникам. Тому есть несколько причин: художникам не всегда удобно сидеть на улицах, маститым авторам амбиции не позволяют. Просто нужно организовать для них специальную площадку для творчества. Тогда, возможно, уличные художники вновь появятся в городе.

- Искусство - это замечательно, но всегда ли художник может заработать на своем творчестве?

- У художников редко развита коммерческая жилка. Сами продать свою работу они могут не всегда. А порой их произведения столь высокого уровня исполнения, что стоят дорого, их покупают в основном только приезжие. То же самое происходит и с ремесленниками. А туристов, которые могут себе позволить приобрести произведения искусства, в нашем регионе немного. Город-завод не всегда привлекателен для экскурсий. И надо придумывать, создавать некие истории, мифы, легенды, благодаря которым республика станет интересной для познавательного туризма. Например, как в Шарканском районе открыли резиденцию Тол Бабая, удмуртского Деда Мороза, а в Игринском районе туристов встречает герой удмуртских сказок Лопшо Педунь.

Резиденция Бабы Яги в Граховском районе Удмуртии привлекает множество иностранных туристов. Фото: АиФ / Александр Горбунов

- А как вы относитесь к появлению в городе новых скульптур и памятников? Помогают ли они сделать наших людей более культурными?

- Городу нужны такие творческие проявления. Другое дело, что качество исполнения таких работ зачастую страдает, хотя сами идеи восхитительны. Но им не хватает единой линии, истории, сюжета, общей культурной политики. Здорово, что активно развивается уличное искусство, благодаря которому преобразились многие городские улицы. И это дело молодых, за которыми культурное будущее.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах