С 9 по 11 декабря на дорогах Удмуртии произошло 17 ДТП. Погибли семь человек, 28 получили травмы. Повреждено 426 машин. В эти дни были обильные снегопады. О надвигающейся стихии чиновникам, дорожным и коммунальным службам было известно заранее.
«Три дня обильных снегопадов обещают нам синоптики. Снег пойдёт уже сегодня вечером, - сообщил в полдень 9 декабря председатель правительства УР Ярослав Семёнов. - Пока есть время, привели дорожные службы в повышенную готовность. На региональные трассы в ночь на 10 декабря выедет около 50 единиц техники. Подрядчики будут следить за погодными условиями. Если возникнет необходимость, направят в работу дополнительно ещё 50 машин. Днём чистить дороги будут около 180 единиц техники».
Аналогичные заверения в готовности к снегопаду высказали главы Ижевска, Воткинска, Сарапула. Мол, стихию победим. Но она оказалась сильнее.
Обещания и реальность
За субботу и воскресенье от участников дорожного движения в Республиканский центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Удмуртии поступило 108 сообщений о некачественной очистке автомобильных дорог. На федеральной автодороге ввели ограничения движения для грузовых автомобилей и сняли их 12 декабря, а на региональных дорогах – сохранили до 13 декабря. Учеников 74 школ из 14 районов республики перевели на дистанционное обучение: появилось опасение, что будут происходить ДТП с участием школьных автобусов.
Нелестными по окончании снегопада (12 декабря) оказались отзывы об очистке населённых пунктов. Возмущаются даже жители Ижевска, который техникой оснащён лучше малых городов и сельских территорий. В соцсетях множество комментариев.
«Основные улицы почистили кое-как. Тротуары превратились в тропинки. Во дворах – ужас. Выезды ещё хуже», - пишет Олег Опарин. «Сегодня проехала почти весь город, увидела три трактора. Один - на Воровского, у остановки общественного транспорта, и два - рядом со зданием городской администрации. Где была остальная техника? - спрашивает Анастасия Архипова. – У здания городской мэрии до тротуарной плитки прилегающую территорию вычистили, а дальше по улице - повсюду снег лежит».
«Полностью ликвидировать последствия снегопада можно будет только после его полного завершения, - объяснил днём 12 декабря Ярослав Семёнов. - По регламенту уборка снега на дорогах 2-5 категории должна быть проведена в течение 5-12 часов, на тротуарах и пешеходных дорожках - в течение суток. Шесть часов предусмотрено на расчистку заездных карманов, посадочных площадок и остановок общественного транспорта».
Уложились дорожные службы в эти сроки?
Поводы для сомнения
По сообщению АО «Удмуртавтодор», с последствиями стихии боролись почти 1500 человек, задействовали 559 единиц техники, использовали 3753 т противогололёдных материалов. Одним словом, «встретили непогоду с достоинством и дали отпор снежной стихии». По отчётам исполнителей работа выполнена на отлично. Почему водители и пешеходы региона так не считают?
Уже после снегопадов и сроков, установленных законодательством на очистку снега, участились наезды на людей. 14 декабря на нерегулируемом пешеходном переходе в Ижевске иномарка наехала на десятилетнюю девочку, а 15 декабря также на нерегулируемом пешеходном переходе по ул. Тракторной в Ижевске под колёсами автобуса погибла девочка-подросток. А 13-14 декабря совершены наезды на жителей Ижевска и Сарапула - люди переходили дорогу в неустановленном месте. В комментариях по участившимся наездам на пешеходов инспекторы ГИБДД призывают повысить бдительность, потому что снег ухудшает дорожные условия. Значит, свою работу дорожники всё-таки выполнили далеко не на отлично.
Качество работ определяет человек. 13 декабря прокуратура УР сообщила о вмешательстве в погашение задолженности по заработной плате в «Удмуртавтодоре». Выяснилось, что в первой декаде декабря предприятие не рассчиталось с работниками за октябрь. Сумма задолженности превысила 30 млн руб. А ведь уровень зарплаты здесь достаточно скромный, что понятно по списку вакансий. Предприятию в последние полтора месяца не хватает более тридцати человек. Нужны трактористы в Селтах, Сюмсях, Можге, дорожный мастер - в Воткинске, слесарь-авторемонтник - в Глазове, машинист автогрейдера - в Дебёсах, водитель автомобиля - в Балезино. Дорожным рабочим за месяц работы предлагают 21600 руб., слесарям – до 20 тыс., трактористам – до 25 тысяч.
Много ли найдётся желающих работать в стрессовых условиях за такую оплату, если в республике достаточно вакансий с оплатой вдвое выше? Если предприятие не может гарантировать своим работникам высокую и своевременную зарплату (читайте: балансирует на грани банкротства), то располагает ли оно тем количеством техники, которое требуется для обеспечения безопасного движения в республике? Тем более, что наличие работающей техники на заснеженных участках дорог жители региона ставят под сомнение.