Ежедневно на школьных автобусах до мест учёбы добираются 13 тыс. детей в Удмуртии. В общей сложности они ездят более чем по 700 маршрутам. На школьном транспорте дети из деревень и сёл отправляются на экскурсии и спортивные соревнования, посещают театры и музеи. Механизм перевозки должен быть точным, как часы. Но так получается не всегда.
Единственные и незаменимые
Администрация Завьяловского района Удмуртии заявила о критической ситуации с нехваткой водителей школьных автобусов для детей, обучающихся в школе села Бабино. Там остался всего один водитель на 280 учеников, которых нужно ежедневно возить в школу и обратно домой.
«Срочно ищем новых водителей. Заработная плата составляет от 50 тыс. руб. Если у вас есть возможность и желание помочь, пожалуйста, свяжитесь с нами. Ваш вклад будет неоценим для наших учеников и их семей», – говорится в сообщении на странице муниципалитета в соцсетях.
Выяснилось, что проблема касается не только этой школы.
«Такая ситуация и в Первомайской СОШ. Постоянно подвоз отменяют. Вот и сейчас дети вынуждены ходить пешком 3,5 км без освещения по обочине либо дома сидеть и заниматься самостоятельно. Ждём, когда единственный водитель выйдет с больничного. Хотя такой ситуации быть не должно. Но у нас то автобус ломается, то водитель болеет, то погода, то ещё куча причин», – пожаловалась жительница района Елена А.
На все недовольства чиновники отвечают: пути решения прорабатываются совместно с управлением образования и руководителем образовательного учреждения. Водителей активно ищут.
При этом проблем с транспортом, казалось бы, нет. Всего автопарк образовательных организаций региона состоит из более чем 500 школьных автобусов. Каждый год транспорта становится больше. В 2023 г. школам передали 45 новых автобусов, в 2022 г. закупили 55 машин, в 2021 г. – 110. Автобусы распределяются между образовательными организациями по заявкам. В первую очередь транспортом снабжают общеобразовательные организации, затем учреждения дополнительного образования, в том числе и спортивные школы.
Желающих нет
Мы проверили сайт по поиску работы и изучили, какие условия предлагают водителям школьных автобусов. Сейчас их ищут для школ № 100 и № 70 в Ижевске, № 21 в Сарапуле, Пибаньшурской, Киясовской, Красногорской СОШ и Якшур-Бодьинской гимназии.
От кандидатов требуется удостоверение категории D, опыт работы не менее двух лет, медосмотр, отсутствие судимостей. В обязанности входит перевозка обучающихся по установленным маршрутам, обеспечение сохранности транспортного средства, контроль за его состоянием и принятие мер к своевременному ремонту, оформление путевых документов. И не стоит забывать, что перевозка детей – это огромная ответственность.
А теперь главная загвоздка и ответ на вопрос, почему водителей катастрофически не хватает. При полной занятости зарплата в объявлениях, которые мы нашли, – от 22 до 35 тыс. руб. в месяц.
Тем временем на том же сайте представлены вакансии для водителей категории D с зарплатой от 100 тыс. руб. Выбор для соискателей становится очевиден.
Кстати
На трассе Ижевск – Сарапул сотрудники Госавтоинспекции для проверки остановили водителя школьного автобуса. Мужчина имел визуальные признаки опьянения. Автоинспекторы предложили пройти освидетельствование на месте, однако водитель отказался, после этого его доставили к наркологу. По результатам обследования врачи установили, что водитель находился в состоянии наркотического опьянения, а анализы подтвердили употребление наркотиков из группы каннабиноидов (их употребление может вызывать серьёзные побочные эффекты: нарушение памяти, внимания, моторики, а также психозы и зависимость. – Авт.).
В отношении мужчины завели три административных дела за употребление наркотических и психотропных веществ без назначения врача, за управление транспортным средством в состоянии опьянения, а также за вождение без диагностической карты. Сотрудники полиции выясняют, кто допустил такого водителя к управлению автобусом.