В недавнем прошлом общественный транспорт Ижевска считался одним из лучших в стране. По исследованию, проведённому в 2022 году, он входил в первую пятёрку. При оценке учитывались такие параметры, как физическая и ценовая доступность, функциональность транспортной системы, комфорт и удобство для пассажиров, а также безопасность и стабильность развития транспортных компаний.
Однако те времена остались в прошлом. Острую нехватку транспорта на себе ощущают пассажиры. По их словам, некоторые маршруты в час пик приходится ждать по 30-40 минут.
Под контроль государства
Инициативные жители Ижевска готовятся обратиться к президенту РФ Владимиру Путину, в генпрокуратуру РФ и Следственный комитет России с просьбой о передаче «ИПОПАТ» в государственную собственность.
По мнению инициатора обращения – юриста и общественного деятеля Андрея Мерзлякова, жалобы жителей и штрафы не пугают нынешний менеджмент организации. А местные власти то ли от нежелания, то ли от отсутствия политической воли не могут решить данную проблему.
«В 2007 году решением правительства предприятие прошло процедуру акционирования и стало ОАО «ИПОПАТ». В июле 2011 года «ЦентрТрансСервис» приобрело блокирующий пакет акций «ИПОПАТ». В марте 2012 года эта же организация стала обладателем ещё 49,99% акционерного капитала перевозчика. Решение о приватизации принято распоряжением правительства Удмуртской Республики от 20 июня 2011 года №482-р. В дальнейшем «ЦентрТрансСервис» продало свой пакет акций «Региональной транспортной компании». В 2018 году владельцем «Региональной транспортной компании» стал брат бывшего сити-менеджера Ижевска Максим Агашин. Глава «команды Удмуртии» ещё в 2018 году, заняв свою должность, заявил, что приватизацию «Удмуртавтотранса» он считает «кривой и нелепой», но не собирается разбираться в этом, поскольку «это уже история». Сейчас в Ижевске происходит транспортный коллапс», – говорится в обращении к президенту.
На момент приватизации в «ИПОПАТ» работало более 2 тыс. человек. Компания располагала двумя автобусными парками на ул. Буммашевской и ул. Гагарина. Там были гаражи, ремонтные мастерские, другие здания и сооружения, необходимые для полноценной деятельности автобусных парков. Несколько лет назад автопарк на ул. Гагарина закрыли, а с 1 июля 2024 года предприятие окончательно и полностью переехало на ул. Голублева. Сейчас в транспортной компании острый кадровый дефицит. Если нехватку кондукторов решают установкой валидаторов, то с водителями сложнее. Их в «ИПОПАТ» 400, нужно ещё 180.
Подписи под обращением к федеральным властям собирают прямо на остановках общественного транспорта, откуда уехать сложнее всего. Желающих подписать документ оказалось немало.
Кто тебя создал такую?
На ещё одну проблему, связанную с транспортом, обратили внимание активисты Народного фронта. Они проверили состояние и содержание остановок. Обращали внимание на наличие павильона, освещения, скамеек, урн, расписания движения и элементов доступной среды. Оказалось, что и здесь есть проблемы.
«Павильоны попросту отсутствуют на ряде остановок, а горожане стойко мокнут под дождём и снегом. Удручает состояние самих остановок: вандальные надписи, неубранный мусор, сломанные скамьи и щербатый асфальт. И главный вопрос, который задают жители Ижевска при виде новоиспеченных остановок без боковых стен: «Кто тебя создал такую?!». Они неудобны, не спасают ни от ветра, ни от дождя, даже тени от солнца не создают», – рассказывает член штаба регионального отделения Народного фронта Андрей Цаплин.
НФ направил обращения в администрацию города и прокуратуру с требованием обустройства новых павильонов и приведения в порядок нескольких комплексов. Впереди морозы и снег. Если транспорт приходится ждать по 40 минут, хотелось бы проводить это время в укрытии от непогоды.