Нелегко им приходилось, но от работы никуда не денешься: Родине нужно было помочь. Эти железнодорожные пути позволяли сократить время транспортировки угля и древесины на оборонные заводы.
И днём, и ночью
14-летний мальчик Гена был одним из тех, кто строил железную дорогу. Летом 1942 г. из д. Зяниево он приехал в пос. Балезино. Его, вместе с другими подростками, отправили работать на один из участков будущих путей.
- Всего из нашей деревни было около 20 человек. Ещё двое из соседней д. Карсовай трудились вместе с нами, - вспоминает 84-летний Геннадий Лекомцев.
Работали они и днём, и ночью. Их труд оценивали лишь выдачей небольших ломтей хлеба 2 раза в день. А есть подрастающим мальчишкам хотелось невероятно. Не хватало работникам не только еды, но и сна. Да и спали они там, где приходилось.
Как вспоминает сейчас Геннадий Павлович, его работа заключалась в перевозке земли для строительства дороги и в выравнивании участков будущих путей. Труд изнурял и отбирал все силы. Так он проработал лето 1942 г. и лето 1943 г.
Но мог ли он представить, что вся его жизнь будет связана с этой железной дорогой?
Большая семья
Спустя годы, Геннадий Лекомцев стал проводником. На поездах, перевозивших автомобили, ездил в другие города и следил за сохранностью груза.
- Были такие проворные преступники, которые незаметно пробирались в составы, - делится воспоминаниями Геннадий Павлович. - Иногда даже колёса воровали. Но воров потом ловили.
Ему, как и другим проводникам, выдавали винтовку и 7 патронов. Нужно же было как-то защищать перевозимый груз! Работа, по словам бывшего железнодорожника, была не из лёгких, но она позволяла прокормить его большую семью.
Сейчас Геннадий Павлович живёт в д. Иваново-Самарское Малопургинского района у своей старшей дочери. Он очень редко приезжает в город. Уже много лет не ездил по железной дороге и не помнит, когда в последний раз был на вокзале. Но в его сердце всегда будут километры дорог, проведённых в поезде, под стук колёс.
Только факты
Железная дорога Ижевск-Балезино, протяжённостью около 150 км, строилась с 1942 по 1944 гг. Она сооружалась в условиях, приближенных к фронтовым, методами народной стройки. Дорога соединила северную и южную часть Удмуртии, создала дополнительную кратчайшую связь северного Урала с районами Казанской железной дороги, Поволжья и Юга.
На строительстве были заняты крестьяне из 29 районов республики. На трассе ежедневно трудились 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников.
За годы строительства было выполнено свыше 3 млн куб. м земляных работ, крестьяне прорубили трассу протяжением 80 км, заготовили и подвезли 10 тыс. куб. м лесоматериала, забили свыше 4 тыс. свай, построили 116 мостов.
В 1943-1944 гг. по линии было перевезено более 1 млн 600 тыс. т различных грузов.