Примерное время чтения: 5 минут
892

Кумышка перестала быть «жидкой валютой»

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты в Удмуртии 16/01/2013

Бутылочка в благодарность

Несколько лет назад довелось познакомиться с женщиной из д. Большая Сюга Можгинского района. Она всю свою жизнь проработала свинаркой и уже собиралась на пенсию. Трудилась она честно, была в профессии лучшей по району. После воспоминаний о том, как приходилось ворочать тяжёлые бидоны, сутками дежурить на ферме, и здесь же воспитывать детей, которые из-за отсутствия детского сада младенчество проводили в пустых кормушках с высокими бортами, она вручила в качестве гостинца объёмную бутылку кумышки. Подарок был и неожиданным и ненужным, но хозяйку, наварившую целую флягу самогона для гостей, обижать не хотелось: в её глазах были и радушие, и благодарность за внимание к своей скромной персоне.

Кумышка для удмуртов исторически обрела не столько упоительное,  сколько обрядовое значение. Ею «благословляли» начало и окончание полевых работ, выставляя посреди улицы целое ведро. С нею проводили семейные советы и обычные дружеские посиделки, выпивая за вечер не больше одной рюмки. Пили - пригубливали,  опрокидывание рюмки залпом считалось дурным тоном и проявлением неуважения. Её непременно ставили на стол, когда сообща с соседями и родственниками поднимали постройки. Ею рассчитывались за бесконечное множество деревенских услуг: вспашку огорода, подвоз дров, сена и т.д. Так кумышка и сельскую общину скрепляла, и приобретала значение «жидкой валюты».

Вместо душевности 

Рыночные отношения кумышку с её ореолом душевности сильно потеснили на поле межчеловеческих отношений. Деревенский люд, ранее поголовно состоявший в одном колхозе и этим объединённый, теперь разобщился. Кто-то на заработки в другие регионы уезжает, кто-то частным предпринимательством занят. Повода собраться всей деревней перед выходом в поле не стало. Да и привычка сообща дом поднимать и выставлять на уложенный венец четверть самогона  канула в прошлое: всяк собственными силами обходится, расплачиваясь рублём по «тарифу».

- За оказанные услуги дешевле стало деньгами рассчитываться, - говорит Николай Баутин, глава муниципального образования «Большекибьинское» Можгинского района. - Те же дрова проще распиленными и расколотыми купить, нежели в лесу добывать. Сено народ и вовсе заготавливать перестал, потому что коров держать невыгодно. На продажу реализовывать - закупочная цена мизерная, а для собственного потребления достаточно в магазине пакетик купить. Уклад сельской жизни сильно изменился, самогоноварение как разновидность массового ремесла, подобно ткачеству, скотоводству и иным традиционно-сельским занятиям, «свернулось». Для собственного потребления кто-то кумышку и готовит, но самогоноварение не стало социальной проблемой современной деревни.

Против пострадавших

О давнем отсутствии «самогонных дел» подтверждают и в Можгинском ОВД. Другое дело - торговля из-под полы спиртсодержащими веществами. Средства для очистки стекол, ванн и т.д. алкоголиками востребованы по-прежнему. Тем, кто наживается на чужой неустойчивости к спиртному, фанфурики продавать и  безопаснее, и выгоднее. Наличие самогонного аппарата однозначно  подтверждает факт предпринимательской деятельности без специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ), а запас непищевых спиртсодержащих веществ можно отнести к собственной потребности.

- Самогон для реализации составляет не более вот такой доли, - со знанием дела сводит пальцы в узкую щёлочку Андрей Коробейников, журналист из пос. Кизнер. - Хотя существует более 150 способов его изготовления, наиболее распространённый рецепт предусматривает использование сахарного песка, а его цена конечный продукт делает нерентабельным. Впрочем, от самогона люди не умирают. Смерть наступает после употребления палёной водки и спиртсодержащих напитков. Если запретят самогон - люди будут пить брагу. Всё это мы уже проходили: вспомните горбачёвские времена!

С самогоноварением государство боролось не только в перестроечные годы. Облавы устраивало и царское правительство, и советская власть.

- В 1960-х гг. самогонщиков клеймили газеты, отлавливали милиционеры. Тех, кто попадался во второй раз, могли посадить на 2 года, - вспоминает Анатолий Комаров, краевед из Можгинского района. - Как-то Прасковью Антонову из Пазяла осудили. Женщину спасло только ходатайство депутата Верховного Совета СССР Михаила Чернова. Она работала в колхозе, растила детей, а самогон варила для того, чтобы с помощниками по хозяйству рассчитаться. Наймёшь людей - заплати, а зарплаты на водку не хватает. Получается, государство, создав условия для правонарушений, борется с нарушителями, и без того уже пострадавшими от бедности, неустроенного быта.

Питейная привычка

Впрочем, сейчас поллитровка по цене 150-180 руб. для жителей деревни приемлема. Когда её цена возрастёт в обещанные 2-3 раза, не вспомнят ли селяне про временно отдыхающие самогонные аппараты? Пить-то мы меньше не стали. Среди регионов Приволжского федерального округа по реализации спиртного на душу населения Удмуртия значится на 2 месте. Качество жизни, бытовые условия и отношение к собственному здоровью ещё не достигли уровня максимального отказа от алкоголя. Только вот непонятно, как в погоне за здоровым образом жизни собираются бороться с самогоноварением? Комсомольско-милицейские рейды советского периода в условиях провозглашённой неприкосновенности жилища сейчас неприемлемы. Как будут уничтожаться самогонные аппараты, активно продававшиеся в течение 20 лет? Самогон, безусловно, вреден, но что будут пить люди с устоявшейся питейной привычкой при своём невысоком достатке, когда душа неожиданно потребует праздника, а доступного алкоголя под рукой не окажется?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах