«Старший делится советом, а младший помогает делом», – девиз семьи Сунцовых из села Дебесы в Удмуртии. С самого детства четыре сестры и брат держались вместе, как научили их родители. Теперь, спустя десятки лет, их клан насчитывает больше 50 человек.
В конце мая Сунцовы отправятся в Уфу на полуфинал Всероссийского конкурса «Это у нас семейное», чтобы пройти интеллектуальные, творческие и спортивные задания, показать умение работать слаженно, большим коллективом.
С одной целью
«Я самая младшая из сестёр, – рассказывает 54-летняя Татьяна Александровна Сунцова. – Нас в семье пятеро. Старшая сестра – Надя, ей 69 лет, она хранитель всех удмуртских традиций, певунья. Вере 67 лет, она у нас добрая душа, всегда на подхвате любого дела. Лене 60 лет, она прекрасный руководитель, до глубины души ценитель удмуртской культуры. Я – творческий вдохновитель всех начинаний. Брат Николай, ему 64 года, – он заядлый рыбак, участник муниципальных ветеранских спортивных мероприятий. С супругами, детьми и внуками нас 56 человек».
На работе Татьяна узнала о проводимом конкурсе для семей и поняла – это как раз для них. Идею подхватили родные – три поколения семьи.
Как организовать процесс в столь многочисленном коллективе? Сунцовы создали семейный чат, где обсуждались идеи для конкурса и их реализация.
«В такой большой команде нужен организатор, поэтому я, получая каждое новое задание, распределяла задачи, – отмечает Татьяна Сунцова. – Во время конкурса надо было записывать видеоролики, всего их было 28. Также требовалось придумать герб, визитку. Для создания видеовизитки сначала большой делегацией выбирали место для съёмок, ездили из одного леса в другой в поисках идеального фона. Нам повезло – осень стояла тёплая и сухая, видео получилось красивое на фоне золотой листвы. Несмотря на то, что нас много, ни ссор, ни споров не возникало – работали слаженно, легко. А после устроили пикник – картошку на костре пекли, каждый принёс из дома что-то вкусное, на гитаре играли и песни пели, в футбол играли. Вот такая у нас взаимосвязь поколений».
Чтить свои корни
Для видео команда из 25 человек облачилась в колоритные национальные костюмы. Коренные удмурты считают, что важно помнить о своём роде, корнях и чтить традиции земли, на которой вырос.
«Нельзя сказать, что нас чему-то целенаправленно учили – традициям удмуртским, обычаям. Это было частью нашей жизни, ведь мама и папа были удмурты, – говорит женщина. – Чего сами не помним – рассказывает старшая сестра Надежда, которая больше остальных провела времени с нашей бабушкой. Она помнит, как дома говорили по-удмуртски, как лепили капустные пельмени. Один из обычаев удмуртов – устраивать генеральную уборку всей семьёй, а после всем вместе готовить национальное блюдо из муки и простокваши – заваруху. Всё старшее поколение нашей команды знает удмуртский язык и говорит на нём, наши дети тоже знают, а вот внуки понимают, но не говорят. Жаль, что в школах сейчас не на должном уровне идёт преподавание национального языка – мы живём там, где наши корни, а наши корни – это наш язык. Мы все и наши дети изучили свою родословную до седьмого поколения».
Одна из традиций удмуртов – это веме, то есть объединяться ради общей цели, взаимопомощи. Раньше всем миром пахали огород, строили школы или больницы. Пять лет назад Сунцовы собрались и всей семьёй помогли одной из сестёр – Вере Александровне, когда её дом едва не обрушился.
«Постепенно смыло фундамент, муж Веры к тому времени после долгой болезни стал инвалидом, поэтому вовремя не обратили внимание на проблемы со зданием. Мы осмотрели дом. Было понятно, что срочно надо его разбирать и новый строить – иначе рухнет, – вспоминает младшая сестра. – Мы собрали семейный совет и договорились, что во время майских праздников разбираем дом, а за лето возведём новый. Начинали в пять утра, всем коллективом, чтобы успеть. С задачей справились, а задействованы были все 56 человек, ни один не отказал».
Мамы в телефонах
В семье Сунцовых много учителей – педагогической династии более 250 лет, дедушка в военное время основал первую в деревне школу.
«Дед болел и не смог пойти на фронт, зато открыл в деревне школу, учил детей во время войны. Пошла по его стопам и наша мама, она окончила педагогическое училище, работала учителем начальных классов. А дальше продолжили традицию мы – три сестры (Надежда, Елена, Татьяна) и наш брат Николай, который долгое время был мастером производственного обучения, обучал старшеклассников вождению трактора, – рассказывает Татьяна. – Потом выбрали педагогический путь наши дети, снохи, зятья, внуки, внучки, двоюродные сёстры. В этой сфере есть отличники общего образования РФ, награждённые почётной грамотой Министерства просвещения России и грамотой Удмуртской Республики. Я после работы в школе перешла в детский сад, где тружусь уже 18 лет старшим воспитателем. Один мой сын работает в школе, а второй учится в ГИПУ (Глазовский инженерно-педагогический университет)».
По мнению Татьяны Александровны, роль учителя с годами в стране не изменилась. Педагоги передают молодому поколению знания, нравственные нормы, опыт жизни. А вот родители в последние годы стали меньше внимания уделять своим детям, к этому привела цифровизация.
«Мамы забирают детей из садика и смотрят не на своё чадо, а в экран телефона. Они не спрашивают ребёнка о том, как прошёл день, что нового. Они в своём виртуальном мире, и малыш не чувствует себя нужным, – вздыхает педагог. – Навык общения утрачен, это очень плохо влияет на ребят. В детсадовском возрасте родители дают детям уверенность, мотивацию идти по жизни, стимул, чтобы ребёнок пошёл во взрослую школьную жизнь уверенный в своей значимости, способный заниматься новым делом, учиться, развиваться. А дети, не получившие в дошкольном возрасте внимание и родительскую любовь, становятся потом «ёжиками». Им приходится доказывать миру, что они есть, они колкие, агрессивные, не доверяющие людям и миру».
35 лет в браке
В современном мире зачастую родственники отдаляются друг от друга. Некогда бывает не только встретиться, но и лишний раз позвонить. Чтобы быть настоящей семьёй, кланом, нужно прикладывать усилия – находить поводы для встреч, общие точки соприкосновения, не бояться помогать или просить помощи. Дети на примере родителей учатся поддерживать отношения со своим родом, ценить родственные связи, проводить время вместе.
«Общая цель сплачивает близких людей. Например, мы с сёстрами, снохами, ждём сезона посадок – увлекаемся дизайном ландшафта. Делимся секретами выращивания, обсуждаем идеи. Я очень люблю керамическую мозаику, и наши малые архитектурные постройки на участке привлекают внимание соседей. Свои навыки, советы по благоустройству передаю следующему поколению – из уст в уста. Мы часто путешествуем с семьёй. Никого не надо уговаривать – предложили, собрались, поехали. Конечно, не по 56 человек ездим, по-разному бывает. Молодёжь у нас лёгкая на подъём, они и сами своим составом путешествуют. Глазов, Зуевы Ключи, Дикий Парк в Селтинском районе. И у нас в Дебесах много красивых мест. Мечтаем вместе поехать на Байкал».
В мае Татьяна Александровна вместе с супругом отметили 35 лет совместной жизни.
«В семье главное – любить друг друга, принимать и прощать. Муж – моя половина, мой ангел-хранитель, который помогает и во всём поддерживает. Дети росли в атмосфере тепла, любви и уважения. Родители должны не только приучать детей к обязанностям, их нужно наполнить заботой, вниманием и любовью. Одним «ты должен» ребёнка не отправишь в жизнь счастливым человеком», – отмечает Татьяна.
Сейчас все мысли Сунцовых о полуфинале конкурса в Уфе, куда поедет делегация из шести членов команды. Если они выйдут в финал, то летом начнут готовиться к следующему туру.