Почему дальнобойщики не хотят платить за пользование трассами?
Накануне в Ижевске прошёл митинг против введения системы «Платон». Горожане в оценке этого события разделились: кто-то поддерживает митингующих, кто-то порицает.
Митинги проходят по всей стране после того, как 15 ноября в стране начала работать система взимания платы «Платон». Водители транспорта, вес которого превышает 12 тонн, должны платить за каждый километр пути по федеральным трассам 1,53 руб., а с 1 марта 2016 года тариф будет увеличен до 3,06 руб. за км. Эти деньги частично пойдут на обслуживание работы самой системы «Платон», а большая часть - на строительство и ремонт дорог. Власти мотивируют свое решение тем, что дороги разрушаются большегрузами.
За ходом митинга в Ижевске наблюдал министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Виктор Вахромеев. Он сообщил, что около 70% дорог в республике находится в состоянии недоремонта, и сами по себе они не рассчитаны на большегрузные автомобили. Таким образом, на восстановление дорожной сети требуются значительные средства.
Но организаторы митинга уверены, что вреда от фур нет. Существует норма нагрузки на ось, исходя из которой строится дорожное полотно. По нормативам, дорожное покрытие способно без ущерба выдержать эксплуатацию большегрузами. Дороге вредит превышение нормативной нагрузки на ось, но оно возникает только тогда, когда фура перегружена. А перевес наблюдается далеко не у всех перевозчиков. Попытка проверять весогабаритный контроль оказалась неудачной, поскольку за контроль отвечают сразу три ведомства: весы принадлежаг «Росавтодору», останавливает грузовики ГИБДД, а выписывают штрафы от «Ространснадзора»… Получается, что контроль подменили сбором: вместо того, чтобы решить существующую проблему и взимать плату с тех, кто реально причиняет дороге вред, сейчас вводится общеобязательный сбор.
«Нам говорят, что «Платон» - это общеевропейский опыт, - отметил один из организаторов митинга Алексей Родионов в своём выступлении перед участниками. - Подобные системы есть и в Германии, и в Белоруссии. Как они там работают? Возьмём Германию. По территории Германии проходят основные внутриевропейские грузопотоки. Примерно половина грузового транспорта - это транзитные перевозчики, которые выполняют по дорогам Германии коммерческую работу, получают прибыль, а налоги платят в стране регистрации. А вся тяжесть содержания немецких автобанов ложилась на ФРГ. Плата за пользование дорогами была введена в Германии с целью равномерного распределения финансовой нагрузки на всех пользователей немецких автобанов. В Белоруссии такая же картина. А в России получается, что деньги гребут со своей экономики, со своего перевозчика, со своих граждан во всех магазинах страны!»
Почему «в магазинах»? Всё очень просто. Удорожание расходов на перевозку груза приведёт к тому, что грузовладелец повысит цену на товар. Магазин, в свою очередь, тоже сделает наценку. Картина простая: перевозчик перевезёт товар дороже, грузовладелец увеличит цену, в магазине перепишут ценник. Так все покупатели заплатят системе взимания платы «Платон» свои деньги.
Участники и организаторы митинга уверены: добиваясь отмены системы «Платон», они отстаивают интересы всех жителей страны.