Примерное время чтения: 7 минут
399

Почему дети придумывают проекты, полезные для общества

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. "Аргументы и факты в Удмуртии" 12/02/2014

Оксана Лукинская, «АиФ-Удмуртия».

Людмила Лехницкая, ее бессменный руководитель, рассказывает, что все эти годы выживать приходилось на голом энтузиазме, неимоверными усилиями сводить дебет с кредитом, тем не менее, для каждого ребенка был уникальный жизненный опыт, который просто необходим, несмотря на времена.

Купите кораблик

- Людмила Ивановна, мне кажется, что журналистика для детей - это не столько профессия, сколько социальный опыт. Каким образом происходит социализация детей в пресс-студии?

Людмила Лехницкая, руководитель детской газеты. Фото: Из личного архива

- Прежде всего, они экспериментируют - придумывают какие-то уникальные проекты, необычные и полезные для общества. Например, был у нас такой проект «Внучка напрокат», адресованный одиноким пожилым людям. К ним, конечно, приходят социальные работники, но нет рядом внука или внучки. Так наши дети становились их «родственниками». Через социальную службу узнавали, кто из пожилых людей хотел бы их пригласить в гости. А старикам тоже необходимо такое общение - им важно передать свои знания, воспоминания, напутствия, которые они хотели бы оставить молодежи. А дети потом писали об этих встречах.

Был и тимуровский проект, когда юные журналисты ездили по деревням Глазовского района - кололи дрова, носили воду, общались с местными жителями. Был проект «Купите кораблик», придуманный студентами-педагогами накануне Международного дня защиты детей. Все началось с того, что одна девушка сказала: «Я умею делать бумажные кораблики». Потом эти кораблики продавали на улицах города, а на собранные деньги мы купили подарки детям из детского дома.

 

- Сколько сейчас детей занимается в пресс-студии «Авось-КИ»? И много ли среди них по-настоящему талантливых ребят?

- Постоянно занимаются около 50 человек, но приходят новенькие, а даже не всех по именам помню. У нас выстроена целая система журналистского образования, когда с новичками работают уже мои ученики. Благодаря им дети делают свои первые шаги в профессии. И мы понимаем, что каждый ребенок по-своему талантлив. Просто когда они впервые приходят в редакцию, то у каждого разные стартовые позиции. Кто-то смелый, кто-то осторожный. Кто-то более талантлив, кто-то менее… Но удержать этого ребенка, увлечь профессией, дать начальные знания - это нам по силам. Поэтому в пресс-центре созданы информационная группа, группа художников, группа дизайнеров, группа фотографов. А их наставники воспитаны по лекалам «Авось-КИ». Мне кажется, такая система должна выстраиваться и на классических факультетах журналистики, точно так же, как это существует на театральных факультетах, в кино, балете. Школа такого-то режиссера, школа такого-то актера и т.д. Не как в советском ателье, где кто-то пришивает рукав, кто-то полочку, кто-то подол, и в результате получается «чудо» легкой промышленности. А по авторскому принципу, где мастер прививает своим ученикам собственные представления о профессии.

Не в деньгах счастье?

- Так получается, что с детьми сейчас работают только энтузиасты. Неужели никому это больше не интересно? Тем же чиновникам, которые по определению должны заниматься организацией воспитания и досуга подрастающего поколения?

- Главное, что нам не мешают. И есть еще люди, которым это так же интересно. Например, те же педагоги оформлены на ставки в Детско-юношеском центре,  другое дело, что ставки маленькие, но тут уж ничего не попишешь. Управление культуры помогает финансировать выпуск газеты, но их возможности скромны. И там, и там люди понимают, что работа с детьми дело нужное. Хорошо бы, чтобы это понимали чуть выше.

Юные журналисты Глазова помогают инвалидам, пенсионерам и ветеранам. Фото: Из личного архива

В последнее время детское юнкоровское движение набирает силу. Под эгидой Лиги юных журналистов России (мы, кстати, 20 лет назад стали соучредителями этой организации) проходят разные журналистские форумы. И с каждым годом это движение только крепнет, несмотря ни на что. Чиновники крутят пальцем у виска, а мы продолжаем работать. И таких одержимых, как я, довольно много в стране. Другое дело, что часто из этого движения люди уходят, поскольку не получают никакой поддержки. Чиновники не то чтобы не хотят помогать детским газетам - они ограничены в ресурсах. Я в последнее время даже за спонсорской помощью не хожу. Сложно в этом вопросе найти понимание и у власти, и у бизнеса.

Эйфория от форума

- В прошлом году пресс-студию из Глазова пригласили в Ярославль на форум «Будущие интеллектуальные лидеры России». И пригласили не просто так, а чтобы выпускать газету форума, освещать это событие. Не в этом ли оценка ваших заслуг?

- Пожалуй, именно там наши дети смогли почувствовать, что они нужны своей стране. Там было много знаменитостей, губернаторов, ректоров крупных вузов, которые понимают, что молодые и креативные люди сегодня стараются уехать за рубеж, и надо успеть остановить их, дать возможность получить образование и работу в своей стране. Для этого нужно не только проводить такие форумы, но и в регионах поддерживать талантливых детей. А вот это уже сложнее. Понимаете, можно отправиться хоть в Ярославль, хоть на Луну. Но потом приходится возвращаться в свой маленький город. И надо как-то жить дальше. Эйфория проходит очень быстро.

Справка «АиФ-Удмуртия»

«Авось-КА» - одна из первых молодежных газет России начала 1990-х гг. и первая частная детская газета в Удмуртии.
Первый номер «Авось-КИ» вышел в свет в 1992 г., печатали его в военной типографии. Детскую газету набирали солдаты на походных линотипах, а верстали и вычитывали офицеры. Это была шефская помощь юным авторам.
Времена меняются, но газета выходит. Деньги на ее издание порой приходится брать в долг, под зарплату, просить у спонсоров, у чиновников. Но пресс-студия подростков Глазова сегодня объединяет не только ребят от 12 до 16 лет и старше, среди них есть журналисты, фотографы, выпускающие редакторы. Подростки сами верстают газету и занимаются ее распространением по школам, вузам, детским центрам и учреждениям культуры города. Они ездят на фестивали и форумы, каждый раз доказывая, что детская редакция может быть творческой, конкурентоспособной и самодостаточной. А выпускники глазовской пресс-студии сегодня работают журналистами, режиссерами, операторами, фотокорреспондентами, газетными дизайнерами не только в родном городе, но и в других регионах России.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах