В начале марта «АВТОВАЗ» сообщил о кризисе поставок электронных компонентов. В связи с этим предприятие на несколько дней ушло в вынужденный простой.
Отпуск и четырёхдневка
На ижевском автозаводе сегодня трудятся 40,8 тыс. сотрудников. По сообщениям пресс-службы предприятия, компания приняла все возможные меры для обеспечения сохранения рабочих мест. В частности, перенесла летний корпоративный отпуск 2022 года на 4-24 апреля.
«Во время отпуска мы приложим максимум усилий для восстановления наших цепочек поставок. Кроме того, ведётся активная работа по замене некоторых критически важных импортных компонентов альтернативными решениями. Компания также готовит специальные версии некоторых моделей LADA, которые будут менее подвержены влиянию импортных комплектующих. Они постепенно станут доступны нашим клиентам в ближайшие месяцы», – говорится на сайте организации.
Также недавно стало известно о переводе всех сотрудников завода на режим четырёхдневной рабочей недели. Новый график начнёт действовать с 6 июня 2022 года и сохранится на протяжении трёх месяцев.
При этом на автозаводе поясняют, что сохранят уровень дохода в период четырехдневки. Для этого в пятый день сотрудников задействуют на временных и общественных работах. Персонал будет получать полную зарплату – пятый день оплатят из средств федерального бюджета. На сайте предприятия указано, что деньги уже выделены правительством РФ.
Китайские аналоги
По мнению председателя общественной организации «Автомобилисты Удмуртии» Александра Тайгарова, сейчас завод пытается наладить выпуск упрощенных оригинальных моделей.
«Мы, конечно, можем вообще перейти на гужевые повозки. И это тоже будет выходом из ситуации. Только кого такое решение устроит? Сейчас сложно делать прогнозы к чему в конечном итоге приведут антироссийские санкции. Поставщики повсеместно сталкиваются с ситуацией, когда отгрузки товаров в Россию просто нет. При этом стоимость запчастей на авто выросла в два-три раза. Если поставок не будет и в дальнейшем, начнут разбирать существующие автомобили на автозапчасти. Тем не менее, автозавод свою работу не приостановит, но, возможно, сменит профиль. Например, вернётся к производству автомобилей из отечественных комплектующих – это семёрки, девятки, десятки. Простейшие и некачественные авто», – считает Александр Тайгаров.
Процесс на «АВТОВАЗе» завязан на иностранных поставщиках, поскольку у компании единая система закупок с Renault.
«Отечественный авторынок создан из зарубежных компонентов, поэтому автопром всегда будет очень остро реагировать на санкции и курс доллара», – рассказывает генеральный директор автосалона «Кит» в Ижевске Никита Пантюхин. – «Рост цен и дефицит неизбежен. Три-четыре года назад базовую LADA Granta можно было купить за 300 тыс. руб. Сейчас этот автомобиль стоит около 1,3 млн руб. Люди не готовы отдавать такие деньги за отечественное производство, и выходом из ситуации станут вторичные рынки».
По словам эксперта, все автомобили российского производства комплектуются инжекторными двигателями. Они подразумевают программное обеспечение, которое также производится за рубежом.
«Если перейти на карбюраторы, то можно воспроизведи подобие старых КАМАЗов без электроники. Но до этого дело не дойдёт. Скорей всего завод найдёт китайский аналог. Вопрос времени», – уверен Никита Пантюхин. – «Цены на автомобили предприятия уже достигли своего потолка. И они продаются только за счёт выгодных кредитных программ от государства. Но даже при этом за эти деньги легче купить хороший автомобиль корейского или китайского брендов. Ведь в отличие от новых машин, цена на вторичном рынке сейчас повысилась лишь на 15-20%».
Впрочем, цены на автомобили всех классов должны вновь стабилизироваться, при условии, если дилеры возобновят свою работу.