«АиФ-Удмуртия», Дарья Соловьева
Памятник без статуса
Центр города потрясает монументальностью и красотой. Здания реконструированы и выглядят как новенькие. Ул. Труда по сравнению с центром - другой мир. «Исторические кирпичики» приходят в негодность. У некоторых домов рушатся стены, в крышах зияют дыры, окна напоминают разверзнутый зев страшилища, готового кого-нибудь сожрать. Эти дома есть, но их уже как бы и нет.
- Усадьба купца Полякова. Еще год, и она исчезнет, - устраивает мне экскурсию по ул. Труда, в прошлом - Большой Покровской, Николай Решетников, исследователь культурного наследия, заместитель директора Музея истории и культуры Среднего Прикамья. - Она не имеет статуса архитектурного памятника, впрочем, как большинство исторических зданий в городе. Поэтому никто не берется за их восстановление.
- Но почему усадьбе нельзя дать статус памятника архитектуры?
- Если б было все так просто. Для этого здание должно пройти экспертизу, цена которой может доходить до 50 тыс. рублей. Всего таких памятников в городе более 200. Из них только 66 - со статусом. Вот и считайте, сколько денег нужно.
Мы идем дальше. «Месим» жирную грязь под ногами. Старательно перепрыгивая через ямы и колдобины. Дороги в Сарапуле тоже - «исторические».
- А эта усадьба с лавкой принадлежала купцу Жужгину. Одно время здесь было Николаевское 2-классное церковно-приходское училище, пока для него не построили отдельное здание. У этого комплекса тоже нет статуса памятника, - показывает в сторону разрушающегося дома Николай Леонидович. На «памятнике-непамятнике» телевизионная «тарелка».
- Здесь живут люди?
- Да, это обычный многоквартирный дом. Таких в Сарапуле много.
Мы заходим во двор, чтобы посмотреть, как живет историческое здание и люди в нем.
- Это раньше здесь были хоромы, а сейчас - развалины, - рассказывает Марина, жительница дома. - Еще немного, и угол дома обрушится, кирпичи разваливаются. За последние 15 лет здесь никакого ремонта не было. Все сами: латаем, как можем. Почему бы администрации не отреставрировать дом, раз он такой старинный?!
Денег нет
Но в Администрации города уверяют, что не могут заняться реконструкцией исторических зданий. И на это есть несколько причин.
- У дома нет статуса памятника, - говорит Сабина Креклина, заместитель Главы Администрации Сарапула по социальной сфере. - Но даже если здание получит такой статус, то есть большая вероятность, что его восстановлением должны будут заниматься жильцы, потому что они - собственники. Вкладываться в восстановление должен будет каждый владелец квартиры. Мы не имеет права вмешиваться в этот процесс.
У жильцов таких домов на реконструкцию денег нет. Они уповают на городских чиновников, которым, в свою очередь, чтобы приступить к ремонту, нужно будет выкупить здание у собственников. Это требует больших вложений, которых у города тоже нет. Некоторые дома из наследия купцов не смогли вырваться из этого замкнутого круга и уже навсегда остались в прошлом.
- Вот здесь была пивная Бодалева, - показывает в сторону пустыря исследователь городской старины.
- А где она сейчас?
- Ее снесли как ветхое жилье. Если бы она была признана памятником, то она находилась бы под охраной государства, и этого бы не произошло.
Былая красота
Но даже в плачевном состоянии дома «с историей» хранят былую красоту. Вернее носят ее отпечаток. Ну откуда у купцов был такой отменный вкус?
- Полтора века назад над «внешностью» Сарапула трудились лучшие архитекторы - Купинский, Турчевич, - рассказывает Михаил Курочкин, искусствовед. - Именно они принесли в Удмуртию новое веяние - эклектику, низвергнув принципы классицизма.
Еще немного, и творения этих архитекторов перешагнут точку невозврата. Местные специалисты прогнозируют, что через 5 лет многие купеческие постройки будут потеряны навсегда, если не взяться за срочную реконструкцию.
- Чтобы этого не произошло, мы участвуем в различных программах, - делится стратегией спасения исторического наследия Сабина Креклина. - Например, по программе развития туризма получили средства из республиканского бюджета на поддержку проекта «Музейный квартал». В планах - продолжить расселение ветхого жилья, которое представляет культурную ценность, чтобы в дальнейшем его реконструировать. Передаем памятники в собственность частным лицам при условии, что они сохранят и восстановят объект. Восстанавливать прошлое нам помогают и меценаты…
Для того чтобы спасти историю Сарапула, нужны миллиарды. Но успеют ли чиновники найти эти средства?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть