Аргументы и Факты
udm.aif.ru
16+
Удмуртия
Аргументы и Факты
udm.aif.ru
16+
Удмуртия
Примерное время чтения: 4 минуты
53

Газ вместо проводов. Почему ИжГЭТ меняет троллейбусы на автобусы 

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 49. АиФ в Удмуртии 03/12/2025
Екатерина Котельникова / АиФ

В 1968 г. в Ижевске зазвенели провода, и по улицам города поехали троллейбусы. Этот вид транспорта стал неотъемлемой частью жизни горожан, связав разные районы. Однако в истории ижевского электротранспорта наступают перемены.

Осенью 2025 г. муниципальное предприятие ИжГЭТ объявило о планах по замене части троллейбусных маршрутов автобусами. С литерами «Т» их выпустят на троллейбусные маршруты — №№ 1, 2, 4 и 7. Это неслучайно: именно они пользуются наибольшей популярностью у горожан. Что это значит для жителей? 

Маневренней и дешевле 

Для Ижевска на Нефтекамском заводе КамАЗ изготовили 50 автобусов, работающих на природном газе. Первые семь уже прибыли в город, сейчас их оснащают нужным оборудованием. Остальные поставят к концу декабря. 

«Сейчас основу парка составляют троллейбусы ЗиУ-682, выпущенные в 80-90-е годы прошлого века, некоторые из которых эксплуатируются уже более 35 лет. Уже не работает завод-изготовитель этих троллейбусов, существуют серьёзные трудности с поддержанием в рабочем состоянии импортных комплектующих. Например, задний мост троллейбусов ЗиУ-682 был произведён в Венгрии на заводе Raba», — рассказывает генеральный директор предприятия ИжГЭТ Игорь Сальников

Фото: АиФ/ Екатерина Котельникова

В ИжГЭТ считают, что новые автобусы сократят интервалы движения. Транспорт выйдет на улицы города в 2026 г. и будет курсировать по тем же маршрутам, что и троллейбусы. Высвободившиеся троллейбусы перенаправят на другие направления. На новом транспорте будут действовать проездные тарифов «Троллейбус» и «Трамвай-троллейбус», а воспользоваться проездными тарифа «Автобус» будет нельзя.

Министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртии Геннадий Таранов уверен, что нововведения понравятся пассажирам. Автобусы более маневренные и не зависят от контактной сети. Кроме того, автобус дешевле троллейбуса с увеличенным автономным ходом на 50–55 %. В настоящее время ИжГЭТ активно набирает водителей категории D, а также проводит переподготовку водителей с категориями В и С. Новым сотрудникам обещают зарплату от 75 тыс. руб. в месяц и подъёмные. 

Рогатые ещё поездят 

При этом троллейбусы не исчезнут совсем с городских улиц. В администрации подчеркивают, что их количество на линиях останется прежним, как и расписание движения. Ежедневно на маршруты выходят 107 троллейбусов, и предприятие не планирует отказываться от их эксплуатации. 

Однако с учётом поступивших в Ижевск новых автобусов возникает вопрос кадрового обеспечения. Местные перевозчики уже не раз поднимали проблему нехватки водителей и кондукторов. И сейчас становится очевидно, что без решения этой проблемы новые автобусы будут простаивать.

Фото: АиФ/ Евгения Гаева

Стоит отметить, что даже с обновлённым автопарком не удастся решить проблему доступности общественного транспорта в отдалённых районах города. Жители ул. Берша и Хохряков уже давно жалуются на недостаток троллейбусного сообщения, и новые автобусы не смогут компенсировать этот дефицит. Таким образом, перед городскими властями стоит задача не только обновить транспортный парк, но и обеспечить его эффективную работу, а также улучшить транспортное сообщение в тех районах, где оно особенно необходимо.

Кстати

Пермские улицы остались без троллейбусов ещё в 2019 г. Городские власти приняли решение отказаться от экологичного транспорта, ссылаясь на высокую стоимость его содержания и эксплуатации по сравнению с автобусами. Разница в цене, по их словам, достигала внушительных 5–7 млн руб. К тому же троллейбусы перевозили меньше пассажиров, чем автобусы. Дополнительным аргументом в пользу такого шага стало желание избавиться от проводов, которые, по мнению чиновников, портили внешний вид города.

Такое решение вызвало волну недовольства среди жителей Перми. Многие горожане выступали против отмены троллейбусов и даже провели митинг. Несмотря на протесты, власти остались непреклонны. Последний троллейбус проехал по улицам Перми 30 июня 2019 г., не дожив всего год до 60-летнего юбилея троллейбусного движения в городе.

Похожие тенденции наблюдаются и в Кировской области. Там сейчас рассматривают возможность отказа от троллейбусных маршрутов, которые дублируют путь автобусов. А неиспользуемые участки контактной сети планируют демонтировать, чтобы тратить средства на их ремонт.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах