Наталья Заика, семейный психолог: - Если волнуется мама, то вместе с ней начинает тревожиться и ребенок, - говорит эксперт. - Родителям важно понять, что ребенок все равно пойдет в школу, и спокойно принять этот факт. Тревога не поможет улучшить ситуацию, а только негативно отразится на состоянии школьника. Часто родители начинают спрашивать ребенка «Как ты думаешь, получится ли у тебя учиться в школе?». Этого делать не нужно - такие вопросы вселяют в ребенка неуверенность. Лучше наоборот делиться своими положительными воспоминаниями о школе, о своем учителе.
Мария Родионова, АиФ-Удмуртия: - А какую роль для ребенка играет школьный учитель?
- Учитель займет особое место в жизни ребенка, и к этому нужно быть готовым. Слова педагога будут для ребенка важнее того, что говорит мама. При этом некоторые начинают переживать и пытаться конкурировать с учителем - этого делать не нужно. Важно понять, что ребенок будет преодолевать трудности в итоге делать то, что от него требуется, только благодаря авторитету педагога. Если у ребенка есть особенности, из-за которых у него могут возникнуть трудности, нужно установить контакт с преподавателем и сообщить ему о возможных проблемах ребенка. Но не надо ждать, что учитель станет «второй мамой». Школа, в отличие от детского сада, предполагает другой формат отношений: учитель более требователен, для него важны порядок и дисциплина.
- Как должны вести себя родители, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно в новой роли школьника?
- Первоклассник должен знать, что в любой момент он может обратиться ко взрослым за помощью и должен чувствовать поддержку родителей. Родителям необходимо интересоваться, как прошел день школьника. Отмечу, что лучше спрашивать не об оценках ребенка, а о том, что он узнал нового на занятиях. Школьник не должен бояться задавать вам вопросы по программе. Важно донести до ребенка, что нет ничего страшного в том, что он чего-то не понимает.
- Как родителям помочь ребенку хорошо учиться?
- Самое главное условие качественной учебы - позволить ребенку двигаться в своем темпе. Даже если этот темп не быстрый, юного ученика не надо торопить. Взрослому сложно опуститься до уровня ребенка и полностью понять, насколько трудно ему приходится. На самом же деле малыш старается решать массу задач в школе, а потом еще и дома преодолевает себя, когда садится за уроки… Многие родители эгоистично полагают, что в этом нет ничего сверхъестественного, и, вместо того, чтобы оказать начинающему школьнику поддержку, предъявляют к ребенку завышенные требования. Оценивать нужно фактор старания, а не результат.