Местные водители в поселке Кез осень не любят. Один только Алексей Кондратьев ее прихода ждет с нетерпением. По непроезжей осенней грязи он испытывает возможности саморучно собранного вездехода, название которому однозначно дать невозможно. Кто-то его называет «монстром» и «Годзиллой», а сам Алексей - «Волгой».
- От «Волги» я использовал кузов, - говорит он. - Правда перед сборкой обрезал его по линии заднего стекла, а багажник доработал. Раму и мосты взял от ГАЗ-66, двигатель - от МТЗ-80, коробку передач - от ЗИЛ-131, резину - от Т-150. Дисковые тормоза и карданные валы изготовил самостоятельно, колесные барабаны скомплектовал от деталей для ГАЗ-66 и Т-150.
Прогулки на природе
АиФ, Светлана Стовбун: - Это дороги района сподвигли вас на создание такого необычного агрегата? Разрешения на использование техники у вас наверняка нет. Как улаживаете конфликты с сотрудниками ГИБДД?
А.К.: - Конфликтов с представителями власти пока не было. По автодорогам на вездеходе я не езжу, а в лесной глуши постов ГИБДД нет. Этот вездеход был собран для поездок за грибами или на рыбалку в заброшенных прудах, гонок по бездорожью, одним словом - «прогулок на природе», куда его вывозим в кузове КамАЗа. И уже потом гоняем по мелким оврагам, болотам, мелколесью. Первый раз поехали еще 9 мая по маршруту Кез - Кабалуд - Тортым - Дебесы - Байгурезь. Это было празднование Дня Победы, к которому я и приурочил сборку этой машины. Есть мечта проехать по Сибирскому тракту и другим историческим местам. А дороги в Кезском районе действительно плохие. Особенно - в северном направлении. Даже до Кулиги по основной трассе добраться тяжело. А это крупнейшее село района, мечта туристов - здесь берет начало река Кама и находится центр старообрядческой культуры. И обидно не столько то, что на протяжении десятилетий качество дорожного полотна почти не меняется. Обидно, что из-за бездорожья исчезают деревни. Так разъехались Абросята, Филимоново, Тимены. И, напротив, в тех же деревнях, до которых дороги поддерживаются в проезжем состоянии, люди возводят новые дома. Правда, и в этом случае пользуются отечественными «Нивами» и УАЗиками. На автомобилях иностранного производства на такие дороги бережливый хозяин не выедет: технику жалко. Я объездил много регионов России. У меня сложилось впечатление, что деньги вкладываются в основном на строительство дорог на юге страны. В Пермском крае и в Кировской области, если ехать по прямой, также, как у нас, дорог нет.
Клуб по интересам
- И против этого бездорожья вы и решили вооружиться собственным вездеходом?
- В общем, да. Два года назад на большие колеса поставил свой УАЗик. Мой друг занимается заготовкой и переработкой леса. Так вот, прокатил его до нужной делянки. Столько было благодарности! Ему, чтобы добраться до места, нужно идти пешком 3-4 км или ехать в объезд, а это крюк в 40 км. Понятно, он попросил «переобуть» свой ульяновский внедорожник. Затем родилась идея с доработкой «Волги». Воплощение технической идеи - серьезный творческий процесс, не лишённый азарта, присущего рыбалке или охоте. Наслаждения не меньше, чем во время гонок по бездорожью. Наверное, поэтому моим увлечением заинтересовались друзья сына. У нас образовался неформальный клуб по интересам. Все вместе мы потом и выезжаем на природу погонять. В пору моей юности в Кезе тоже существовал клуб любителей техники - секция по мотокроссу. По собственной инициативе организовал ее тогдашний начальник ГАИ Владимир Григорьевич Шадрин. У меня был мопед «Верховина-7», предназначенный для обычного передвижения. Но мне нужна была скорость! Я форсировал мотор, заменил переднюю вилку, задние амортизаторы. У моего друга Рашита Муфтахова был улучшенный «Иж». В конце концов, нашу секцию взяло под крыло ДОСААФ, и мы выезжали на республиканские соревнования. Сейчас такой секции нет, а интерес к технике у мальчишек есть. И мне нравится, что они подтягиваются к моему гаражу: накопился опыт, есть инструменты - кое-чему научить могу.
Детали на свалке
- Как относятся к вашему увлечению семья? Разделяет интересы?
- Мама за меня в детстве боялась, но не запрещала. Папа поддерживал - я ему «Иж» усовершенствовал. Сын, правда, больше за рулем любит сидеть, чем в моторе разбираться и гайки крутить. Он в армии «Урал» водил. Так я ему по телефону помогал машину ремонтировать. А его друзья слесарят и токарят с удовольствием. Жена «пилит» за потраченные деньги и время, но с нами на гонки выезжает с удовольствием. Чужое увлечение понять может не каждый. В школе, например, меня учителя постоянно журили за грязные руки. Да они и сейчас не отмываются.
- Во сколько обходится ваше увлечение для семейного бюджета?
- На деньги, потраченные на сборку «Волги», можно было купить хороший автомобиль. Заводского авто у меня нет, но машины есть у моих друзей. Выручают.
- Теперь будете новые машины собирать?
- Для начала нужно «Волгу» доработать. В ней раздаточная коробка от ГАЗ-66 установлена. Для таких мощных колес она слабовата. Поставлю раздатку от ЗИЛ-131. Хотелось бы собрать гоночную машину на основе иномарки. Но здесь как с запчастями повезет, что удастся на базе Вторчермета отыскать. Сейчас туда неплохие авто свозят. Запчасти, еще пригодные для использования, можно подобрать.
- Как собираете машину: по чертежу или по наитию?
- По принципу: что получится - то получится. Не получится с первого раза - всегда можно собрать снова.
Досье
Алексей Кондратьев родился в пос. Кез в 1973 г. Окончил глазовское СПТУ-32, имеет диплом газоэлектросварщика. Индивидуальный предприниматель, работает водителем.