Ничего не докажете
В прошлом Галина Белякова - инженер-геофизик, и всю свою жизнь она занималась расчётами, ведь при её профессии ошибаться в цифрах нельзя: одна неточность, и можно погубить всё дело. А, выйдя на пенсию, она несколько лет проработала уполномоченной по делам собственников, проще говоря - старшей по дому. И в числе прочих забот ей пришлось контролировать финансовую деятельность управляющей компании. Тогда у неё и начали появляться многочисленные вопросы, ответы на которые она ни у кого не может получить.
«Я почти полвека живу в этой квартире, - рассказывает Галина Васильевна. - И за это время услугами сантехника пользовалась раза три, и то, когда случались аварийные ситуации. Тем не менее, ежемесячно по 69 руб. я плачу сантехнику. Абсолютно непонятная для меня статья расходов - «Обслуживание узлов учёта», но за это я тоже плачу каждый месяц. А ещё за содержание электрооборудования, услуги плотников, маляров, сварщиков, уборщиц. Я посчитала, что за услуги уборщицы я должна оплачивать 5-7 руб. в месяц, поскольку на мою долю приходится где-то 5 кв. м общей площади в подъезде.
Однако в платёжке у меня значится более 60 руб. Такая же история с дворником. А возьмите расчёты за тепло. По данным «Удмуртских коммунальных систем», в прошлом отопительном сезоне на наш дом было потрачено 474 Гкал. Делим эту цифру на общую площадь дома - 2818 кв. м. Получаем 0,17 - годовой коэффициент по теплу. В месяц этот коэффициент составляет 0,014. Умножаем на 44,7 кв. м - площадь моей квартиры. Получается, что я должна платить в месяц 696,8 руб. А мне выставляют 846 руб. И это только по теплу. А ведь с ресурсоснабжающей организацией управляющая компания рассчитывается совершенно по другим показателям. То есть, по факту потреблённой энергии. Куда же девается разница в расчётах? Те деньги, которые мы переплатили?»
С этим вопросом Галина Белякова обращалась в управляющую компанию. Но там её претензии встретили совершенно спокойно, сказав: «Подавайте в суд, но запомните - вы ничего не докажете». И действительно пенсионерка уже третий год ходит по разным инстанциям. Была в прокуратуре, полиции, обращалась к представителям федеральной власти. Но тщетно. Может быть, действительно кому-то выгодно брать с жильцов непомерную плату за коммунальные услуги?
Коммунальный шок
А тем временем в августе некоторые ижевчане испытали настоящий коммунальный шок. Жители домов по ул. Кирова и 50 лет Пионерии получили от управляющей компании платёжки с немыслимыми суммами. - В нашей 3-комнатной квартире прописано 5 человек, и раньше за жильё мы платили около 4 тыс. руб., а тут пришла платёжка за июль, и выясняется, что нужно отдать управляющей компании 14 800 руб., - делится жительница одного из домов по ул. Кирова. У её соседей - та же история. Около 15 тыс. руб. за месяц должны были заплатить жильцы. Три дня собственники квартир обсуждали сложившуюся ситуацию, а потом по-шли за ответом в управляющую компанию.
Там им объяснили, что просто сделали перерасчёт за 2011 г. и первое полугодие 2012 г. по горячей воде, водоотведению, отоплению, электроэнергии в местах общего пользования и даже по содержанию и текущему ремонту дома. Вроде как тогда заплатили значительно меньше, чем потребили на самом деле. Впрочем, после недолгих разбирательств сотрудники управляющей компании по-шли на попятную, уверив жильцов, что просто ошиблись.
Юристы же объясняют, что по закону делать перерасчёт по жилищным услугам (содержание и текущий ремонт) вообще нельзя. За исключением тех ситуаций, когда жители, наоборот, переплатили, а услуги им предоставляли некачественно. Перерасчёт за электроэнергию в местах общего пользования, водоотведение, холодную и горячую воду отменили в прошлом году. Поэтому управляющая компания обязана рассчитывать надлежащий размер платы ежемесячно, а не производить перерасчёт.