Примерное время чтения: 9 минут
930

Заглянуть в прошлое. Поможет ли в этом музей-заповедник «Лудорвай»?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и Факты в Удмуртии 06/07/2016
Светлана Измайлова / АиФ

Чем живёт музей-заповедник «Лудорвай» сегодня, как он развивается? С директором музея пообщался корреспондент «АиФ в Удмуртии».

Директор «Лудорвая» мечтает о полном освоении отведённой территории.
Директор «Лудорвая» мечтает о полном освоении отведённой территории. Фото: АиФ

Совместное детище

- Цель нового музея - показать деревянную архитектуру коренного народа в типичном для Удмуртии ландшафте: леса, перелески, рощи, родники, речка, - говорит Татьяна Шкляева, директор музея. - Музей под открытым небом появился 30 лет назад - по распоряжению Совета министров УАССР в 1986 году. Сначала он был филиалом Национального музея УР и назывался «Ильинка». Тогда его сотрудников в их научных изысканиях и этнографических экспедициях поддержали учёные из России и Эстонии, архитектор, исследователь деревянной застройки России Игорь Шургин. Они ездили по районам Удмуртии и в места компактного проживания удмуртов для изучения сельской крестьянской архитектуры, ставили на учёт жилые дома, хозяйственные и административные постройки, имеющие исторический интерес. Чтобы новый музей стал жизнеспособным, немало сделали тогдашний директор музея Тамара Шилова, Серафима Лебедева - историк-этнограф, руководитель отдела этнографии Национального музея, Кузьма Куликов, директор Удмуртского института истории, языка и литературы, Анетта Сидорова, министр культуры и Зинаида Боткина, зампред Правительства УР.

И вот в 1992 году была перевезена и обустроена первая усадьба - центральных удмуртов из деревни Гамберово Селтинского района. Следующей стала усадьба южных удмуртов по типу построек Граховского района. Мы называем её «усадьба Атаманова»: у нашего известного переводчика Библии на удмуртский язык, филолога и протодиакона - подобный родовой дом. Потом появилась ветряная мельница из деревни Чем-куюк Алнашского района. Она построена в 1912 году и до сих пор работает у нас по большим праздникам.

С 2009 г мы застраиваем русский сектор «Ильинка». В 2011-13 гг. была перевезена усадьба северных удмуртов из д. Стеньгурт Кезского района.  В 2012-2014 гг. построено Волостное правление по чертежам д. Старый Трык Кизнерского района.

Юлия Ардашева, «АиФ-Удмуртия»: Для этой работы есть специалисты?

- В республике реставрацией памятников истории и культуры занимается единственная компания - руководит ею Дмитрий Шабалин, заслуженный архитектор УР. Они нас консультируют, а непосредственные работы ведёт плотницкий центр музея. Кстати, на прошлой неделе мы привезли деревянную пожарную каланчу из Балезинского района - ею откроем татарский сектор нашего заповедника.

Концепция развития

- По какому принципу обустраивается музей?

- С 2002 года «Лудорвай» стал самостоятельным учреждением, и написана уже вторая научная концепция его развития до 2025 года. В ней - направления нашей деятельности, формы работы и планы застройки.

Не все знают, что музей делится на две части: 40 га приходится на основную территорию - в экспозиционной и ландшафтной зоне мы представляем исторические национальные постройки удмуртов, русских и татар. По плану здесь должны появиться ещё усадьбы закамских и завятских удмуртов, бесермян, старообрядцев, дом пасечника, деревянная церковь и водяная мельница и многое другое.

И 20 га земли отведено на строительство музейно-парковой зоны для развития культурно-просветительской деятельности и туристской инфраструктуры, где будет национальное кафе, гостевые дома, сувенирная лавка, национальные подворья, парковка.

- Вам сегодня помогает курс, взятый на развитие внутреннего туризма?

- Внутренний туризм в Удмуртии начал развиваться, я считаю, с 1992 года, когда в Лудорвае стали впервые принимать туристов, соблюдая удмуртский гостевой обряд в угощении, национальных нарядах и в музыкально-песенной культуре. В этом контексте поменялось и первоначальное название: для национальной республики наш музей - имиджевое учреждение, и русская «Ильинка» логично уступила место Лудорваю - так называется соседняя с музеем деревня и перевод у неё просто поэтический: «Ветка священной рощи».

- Вы говорили о появлении деревянной церкви в Лудорвае - её тоже нашли в районах?

- Да, и она нуждается в реставрации, для которой, к счастью, есть чертежи. Вообще подобная деятельность всегда идёт по согласованию с нашим Учёным советом.

- У вас весьма широкий круг задач…

- Вы правы. Мы ведём невидимую посетителям, но огромную и дотошную научно-фондовую работу, включающую в себя экспедиции, описывание найденных предметов и т.д. Непрерывна экспозиционно-выставочная деятельность, когда научные сотрудники разных усадеб придумывают варианты экскурсий и новые выставки. Частью их работы является участие в национальных гостевых и свадебных обрядах, когда они и привечают, и угощают, и поют. К тому же в научной концепции развития музея есть место сельскохозяйственной культуре и животноводству, поэтому мы сажаем коллективом и картошку, и капусту. Их урожай идёт на угощение для туристов. Всё шире становится культурно-просветительское направление, которое и привлекает в Лудорвай массы туристов.

Народный календарь

- Вы имеете в виду народные гуляния?

- Музей живёт по народному календарю, куда вписаны главные национальные праздники. Так мы освоили массовое празднование Крещения, когда готовим купели, освящаем родники и подсвечиваем нашу территорию. Стали традиционными для нас Масленица, Пасха, Ильин день, Петров день, Медовый спас. В 2013 году после Евровидения мы пригласили к нам бабушек из д. Бураново, чем вызвали ажиотаж - собралось до 6000 человек.

- Музею трудно обеспечивать зрелища?

- Это вопрос особый: народ действительно жаждет зрелищ, современной режиссуры, больших сцен. А наша задача - максимально приблизиться к варианту народных гуляний конца 19 - начала 20 века. У нас всё-таки музейное пространство, есть свои ограничения: так, в массовые мероприятия мы не открываем усадьбы, используя только ландшафт. Хотя и в эти дни у нас работают усадьба южных удмуртов и изба-читальня - у них статус играющих площадок.

- Вы не боитесь конкуренции в лице, скажем, усадьбы Тол Бабая?

- Мы не воспринимаем её как конкурента, а как помощника - без неё музей Лудорвай просто разорвался бы от наплыва туристов. Более того, мы учимся друг у друга, как организовать работу. Усадьба в Шарканском районе - образцово-показательный проект Муниципального образования для всей России: как создать замечательный туристский продукт. У них современный подход к этой работе. Если для нас важна историческая достоверность, то они создают свою сказку «по мотивам», делая интерпретацию народной современности.

Юбилей и планы

- Как республика вкладывается в Лудорвай - своё имиджевое учреждение?

- Во-первых, мы имеем статус республиканского учреждения, это уже поддержка. Учредителем является Удмуртская Республика в лице министерства культуры и туризма. У нас замечательно выстроены отношения с министерствами национальной политики , науки и образования, социальной защиты и т.д.
Были замечательные времена, когда из бюджета на развитие музея выделялись по 3 млн. рублей в год. В экономический кризис мы ищем источники дополнительного финансирования и успешны в этом. С нами работают разные турфирмы России, к нам приезжают туристы из 25 стран, начиная с европейских и заканчивая Таиландом и Малайзией. Но зарабатывая, мы не забываем и социальные задачи и много работаем со школьниками, пенсионерами, инвалидами.

- Юбилей - момент повышенного внимания. Ждёте ли вы подарков от власти, например, от Госсовета УР?

- От Госсовета я жду строчку в бюджете - это главное условие хорошего развития нашего музея. В принципе, Лудорвай - своеобразный Клондайк, его «золотоносность» обеспечивает та энергия, которая идёт от народных корней и культуры.

- Говорят, этим летом Лудорвай вышел из рамок привычных экспозиций.

- Да, прежде мы не занимались привозными выставками, а сейчас устроили сразу две: выставка «Русское деревянное. Взгляд из XXI века» организована совместно с Государственным музеем архитектуры им. Щусева. До конца июля у нас можно увидеть феномен русской деревянной архитектуры в его эволюции от 15 века до нашего времени. Вторая выставка предоставлена Фондом поддержки памятников деревянного зодчества «Исчезающие шедевры деревянной архитектуры». Так мы вошли в проект, где 8 участников из России, Словакии и Чехии.

- Будет ли в Лудорвае праздник по поводу 30-летия?

- 13-14 августа мы делаем Международный музейный «Гурт фест» - фестиваль по-деревенски, где будем принимать своих друзей и коллег.

- Хочется спросить и о мечтах директора музея-заповедника…

- Мечтаю о полном освоении отведённой нам территории. Зарабатывая на развлекательной инфраструктуре, мы сможем вкладывать средства в реставрацию деревянных памятников. В этом и есть призвание Лудорвая.

Досье
Татьяна Шкляева родилась в д. Лудошур Игринского района. Имеет высшее образование по специальности «народно-художественное творчество». Карьеру начала с Сепского сельского дома культуры, позже была артисткой в театре фольклорной песни «Айкай», методистом в Республиканском доме народного творчества, замдиректора в Доме дружбы народов. С 2011 года - директор музея «Лудорвай».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах