В ВЦ «Галерея» продолжается выставка «1000 и 1 кимоно», которая позволяет узнать секреты японской культуры и понять образ мыслей самураев, японских аристократов и куртизанок. Корреспондент «АиФ в Удмуртии», посетив выставку, делится с читателями своими впечатлениями.
Скрытая красота
На выставке представлены исторические и современные кимоно (конечно, не тысяча, но несколько десятков) из частной коллекции учёного-культуролога Александры Барковой. Здесь есть и повседневные кимоно горожанок XIX века, и мужские куртки-кимоно «хаори», расписанные сценками с участием божеств, драконами и даже портретами реальных исторических героев; роскошные свадебные мантии-кимоно, детские кимоно с символикой удачи и здоровья и даже редчайший из раритетов — белоснежное самурайское кимоно для сеппуку, ритуального самоубийства.
Растянутые по стенам галереи хлопковые и шелковые кимоно кажутся произведениями искусства, созданными исключительно из эстетических соображений. Вышитые или вытканные с необыкновенным мастерством птицы, цветы сливы, ирисов и хризантем, ветви и листья, морские волны воспринимаются как перенесенная на ткань поэзия. Однако все эти кимоно были сшиты и расписаны для практического использования: их не просто надевали от случая к случаю, но много носили одно поколение за другим (по словам Александры Барковой, для хорошего кимоно и двести лет — не предельный возраст).
При этом мастера, создававшие кимоно, стремились сделать их совершенными вне зависимости от того, сколько людей сможет оценить их красоту и гармонию. Они знали, что рисунок надетого по всем правилам кимоно не будет читаться целиком (многие его части будут заправлены в складки, скрыты под поясом), и все же прорабатывали каждую деталь. А когда в Японии вводились законы против роскоши (а делалось это не раз), изысканные рисунки начинали наносить на подкладку кимоно — на его внутреннюю поверхность, которую видел только мастер, создавший наряд, и его хозяин. С точки зрения европейца — курьёз. Но это полностью соответствовало японскому принципу делать вещь идеальной, даже если она не предназначалась для обзора. Красота должна существовать ради самой красоты.
Меняющая сознание
Наталья Лурье, специалист «Галереи», работающая на выставке, получила возможность носить настоящее кимоно конца XIX века. Она признаётся, что сама не ожидала, насколько эта одежда повлияет на ее восприятие собственного тела и окружающего мира:
Японка надевает кимоно за четыре минуты.
Почти мгновенно это новое существование тела перестраивает работу головы: хочется быть неторопливой, что-то созерцать, сохранять внутренний покой. В движениях рук появляется плавность — хочется наблюдать, как двигаются широкие рукава, похожие на крылья. То, что в рисунке на кимоно нет ни одного острого угла (все линии плавные, текучие, легкие), настраивает на мягкость. В повседневных джинсах я об этом не задумываюсь, а вот в шелках, расписанных мотивами природы, я отчетливо ощущаю свою связь с окружающим миром, как будто начинаю взаимодействовать с деревьями за стенами галереи, с водой пруда, с небом. Этот опыт стал для меня уроком, как сильно на нас влияет «всего лишь» одежда».