«Ведь этот мир – балет, балет!» – эти слова наиболее точно описывают жизнь балерины, солистки Мариинского театра, заслуженной артистки Удмуртской Республики Елены Евсеевой. 21 февраля в здании Национальной библиотеки артистка провела творческую встречу с поклонниками балета и рассказала о первых шагах, трудностях и одиночестве вдали от семьи.
Пришлось рано повзрослеть
Елена Евсеева родилась в столице Удмуртии в семье экономиста и мастера спорта по спортивной гимнастике. Она росла любознательным и активным ребёнком, занималась живописью, плаванием, баскетболом, спортивной гимнастикой. Но настоящая любовь у ижевчанки случилась с балетом.
«Обычный день из детства: маленькая Лена играет с мячом во дворе, перепрыгивает через него. Это замечает соседка по дому, выгуливавшая в этот момент свою собаку. Соседка оказалась балериной, она подошла к маме и предложила записать меня балетную студию. Так я пришла в балет, оставив огромное количество своих увлечений», – рассказывает Елена.
После балетной студии в родном городе десятилетняя Лена поступила в хореографическое училище в Перми.
«Пришлось рано повзрослеть, родители и друзья в Ижевске, я в Перми. Я полностью ушла в творчество, репетиции, тренировки. Помимо этого, свалились и бытовые хлопоты: убраться в комнате, погладить вещи, постирать, сходить в магазин. В десять лет – это тяжело. К вечеру я просто падала от усталости, а утром начиналось всё заново. Помню, что постоянно хотелось кушать. Когда ты живёшь дома, то родители пытаются накормить повкуснее, посытнее. Где-то мама даст яблочко, папа принесёт конфетку. А в училище у тебя никого нет. Баловать некому. Помню, мы вчетвером с соседками где-то нашли сухие макароны, наелись ими и слегли в изолятор с болями в животе. Сейчас смешно, но тогда всё казалось просто ужасным. Ты лишаешься родительского тепла, домашнего уюта, но обретаешь профессию. Если человек действительно любит своё дело, то этого того стоит», - вспоминает балерина.
Артистка считает, что сама судьба приводит её в нужное место в нужный час. Так, будучи студенткой пермского училища, Елена вместе с мамой поехали в Москву на Международный конкурс балета.
«Я поехала не в качестве участницы, а с целью увидеть других танцовщиков, набраться опыта. Помню в гостиничном лифте мы столкнулись с педагогом-репетитором театра Эйфмана. Она поинтересовалась почему я не танцую и попросила показать несколько элементов. После внезапного «экзамена» педагог спросила: «Хочешь в Петербург?» Так я и приехала поступать в Академию русского балета имени А. Я. Вагановой. Из 80 девочек взяли меня одну».
«Стекла в пуантах не было»
В 2001 году, окончив Академию русского балета по классу заслуженного деятеля искусств Марины Васильевой, Елену приняли в балетную труппу Михайловского театра. Здесь она выступала в качестве солистки с 2001 по 2008 год. После этого пришла в труппу Мариинского театра, где стала работать первой солисткой под руководством педагога-репетитора Любови Кунаковой.
«Я была «пришлой» балериной, а таких не очень любят. Однако стекло в пуанты никто не подкидывал. Считаю, это вымышленные страшилки. Были оценочные взгляды, но это лишь потому, что люди тебя ещё не знают. В любом случае ты не можешь нравится всем. С возрастом этот факт воспринимается легче, не зацикливаешься на том, что подумают другие. Всё это тебя только закаляет. Более того, я люблю ходить на спектакли своих коллег. Я хочу видеть, что и как они делают. У нас много интересных артистов, каждый в чём-то хорош. Также, когда я сама готовлюсь к премьере, мне важно увидеть картину и из зрительного зала и из-за кулис, чтобы понять сколько времени есть на «перебежки», переодевание и так далее».
За годы работы ижевчанка объездила полмира. Она гастролировала в составе труппы по Америке, Европе, Японии. В копилке балерины – первая премия Международного конкурса артистов балета в Сеуле в 2009 году и звание заслуженной артистки Удмуртии, также в 2019 году Елена стала лауреатом высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит».
Финалом творческой встречи в Ижевске стало присвоение Елене звания Народной артистки Удмуртии.