Диплом первой степени вручили за шкурки норки породы «сапфир», дипломами второй степени награждены шкурки норок «махагони», «белый», «пастель».
Михаил Шишкин, директор ООО «Зверохозяйство «Можгинское», раскрывает секреты успеха своих звероводов и делится впечатлениями о развитии той отрасли, которая производит сырьё для наиболее желанных женских подарков - шубок из натурального меха.
Реальная цена
Аргументы и факты: - Михаил Александрович, грядёт замечательный весенний праздник - Международный женский день. На ваше предприятие по этому поводу обращались мужчины, желающие приобрести меха для любимых женщин?
Михаил Шишкин: - Конечно, обращались. Но помочь мы им ничем не смогли: к этому времени все шкурки уже были проданы. К счастью, времена, когда звероводы не знали, как наладить каналы сбыта продукции, прошли. Более того, в течение последних 3 лет рынок предлагает реальную цену за наш товар. До этого шкурки в лучшем случае продавались с нулевой рентабельностью. А сотрудники предприятия, в основном, боролись за выживание, и не было особых возможностей для механизации производства.
Каждый день - «весенний»
АиФ: - И выжить удалось далеко не всем звероводческим хозяйствам России. На рубеже двух столетий их число сократилось в 5 раз. Вы заступили на должность директора на пике переломных лет, когда будущее Можгинского зверохозяйства всерьёз ставилось под сомнение. Что заставило вас поменять вполне благополучный колхоз на проблемное предприятие, и как удалось вывести его в число лучших в России?
М.Ш.: - Это, наверное, банально прозвучит, но мне просто хотелось испытать судьбу. Звероводство тоже относится к отрасли сельского хозяйства, и мне поначалу представлялось, что его проблемы аналогичны с трудностями животноводства и земледелия, тем более что производственный цикл всех отраслей длится весь год. На деле всё оказалось значительно сложнее. Говорят, весенний день год кормит. Не потерял земледелец двух недель - зиму живёт с урожаем. В звероводстве каждый день «весенний»! Упустил его - либо приплода не досчитался, либо уже полученных щенков потерял, либо качество меха пострадало. Здесь неоценим профессионализм звероводов, который нарабатывается в течение многих лет. На нашем предприятии коллектив хороший, добрая половина - стажисты. Из 100 человек 50 работали здесь ещё до того, как я стал директором.
АиФ: - Однако зверовода для работы нужно своевременно снабдить кормами, медикаментами, подстилочным материалом, зарплатой. Помнится время, когда вместо зарплаты шкурки выдавали.
М.Ш.: - Шкурки выдавали не только в счёт зарплаты. Мы таким образом даже с поставщиками кормов рассчитывались. Один предприниматель нам из Казахстана субпродукты возил. Тут мы ему шкуры отсчитали, он их выложил на капоте и говорит: «На шкурах-то машина не заводится - бензин нужен!» А у нас самих наличных хватало лишь на то, чтобы с двумя канистрами до бензозаправщика сходить. Зверей кормили буквально с колёс - как только машина с кормами подъедет. Зарплату выдавали «горячими» деньгами: едва поступила наличность - сразу рабочих в контору приглашаем. За деньгами сами ездили в те города, где меховщики наше сырьё в шубы и шапки превращали. Один в Перми жил. Мы к нему приедем на дом, он из-под кровати пачки купюр выгребает, мы их в баулы складываем и с водителем на ВАЗовской «пятёрке» без всякой вооружённой охраны назад едем.
АиФ: - Почему на «пятёрке» - для конспирации?
М.Ш.: - А другой машины не было. Но Бог миловал - ни разу на бандитов с большой дороги не нарвались, а вот поставщики кормов, по их рассказам, «браткам» отстёгивали.
Спрос и рациональность
АиФ: - Тогда гримасы «дикого капитализма» мог выдержать лишь тот, кто за этой грязью видел-таки светлые перспективы.
М.Ш.: - Можгинское зверохозяйство входит в состав Удмуртпотребсоюза, и его председатель - Рауф Мухаметович Каримов в те годы неустанно повторял, что будущее - за расширением производства, повышением его конкурентоспособности. В 1996 г. у нас было около 6 тыс. голов норок, все - восточно-европейской селекции, длинноворсовые. А сейчас маток - 14 тыс. В том числе - короткошёрстные, скандинавской селекции, которые наиболее востребованы на рынке.
АиФ: - На всероссийском конкурсе в Москве дипломы присуждали представители жюри. А какие выводы вы сделали сами?
М.Ш.: - Так получилось, что в погоне за спросом российские звероводы пожертвовали стандартной тёмно-коричневой норкой. В чистом виде эта порода сохранилась лишь в нескольких зверохозяйствах. Мне приятно, что мы входим в их число. Мода - барыня капризная, переменчивая, но довольно часто возвращающаяся к естественности. Норки «стандарт тёмно-коричневый», за шкурки которых Можгинское зверохозяйство не раз получало золотые медали Всероссийских выставок, как раз обладают естественной красотой и высоким качеством меха, что делает изделия из них долговечными.
Благосклонность властей и рынка
АиФ: - Михаил Александрович, а сейчас в чём вы видите перспективы развития своего предприятия и в целом всей звероводческой отрасли?
М.Ш.: - В Министерстве сельского хозяйства РФ сейчас разрабатывается программа долгосрочного развития звероводства. И делается это впервые за последние 20 лет. Это даёт надежду и на долгосрочные кредиты, направленные на механизацию производства - в звероводстве по сей день велика доля ручного труда. О возвращении прежней, дорыночной, численности зверохозяйств, мечтать пока не стоит: существующая кормовая база сильно ограничена. В своём зверохозяйстве мы планируем маточное поголовье увеличить ещё на 1 тыс. - больше холодильники для хранения кормов не позволяют. Обновить холодильное оборудование пока также нереально: продолжается механизация производства. Звероводство, несмотря на благосклонность рынка, не приносит доходов для многоплановых инвестиций.
АиФ: - А не «подкосит» ли вашу отрасль вступление страны в ВТО?
М.Ш.: - Нет. В условиях мирового рынка звероводы России живут уже давно. Да и цены на внутреннем меховом рынке формируются на западных аукционах. Так что выстоим и будем дальше работать!
Справка АиФ
Михаил Шишкин родился в д. Большие Сибы Можгинского района. Учился в Ижевском сельскохозяйственном институте, по специальности «Механизация сельского хозяйства». Работал прорабом и председателем колхоза «Красный путь». В 1996 г. заступил на должность директора Можгинского зверохозяйства.