Улица Валинская стала похожа на музей садово-парковой скульптуры не просто так: вавожец Виталий Микрюков давно мечтал придать здешнему унылому пейзажу благородный вид. Теперь скульптуры служат не только для украшения: львы, например, стали ориентиром для водителей-дальнобойщиков, которые рисуют скульптуры в своих картах.
Гномы для дачников
«АиФ-Удмуртия», Светлана Стовбун: - Виталий Николаевич, в нашей республике сельские улицы непременно ассоциируются с разбитыми дорогами, густо усеянными коровьими лепешками, да раскидистыми кустами черемух и рябин, которым повезло уцелеть от нашествия коз. Почему вы решили поменять этот лишенный изысканности вид из окна?
Виталий Микрюков: - Жить на красивой улице мечтают многие, при этом мало кто эту красоту желает создавать собственными руками. На своем земельном участке люди и беседки соорудят, и малые архитектурные формы установят. А вот об улице - пусть кто-то другой позаботится. Но в селе никому не запрещено украшать общественные территории - за разрешением к архитектору, как в городе, ходить не надо. Я же с детства неплохо рисовал и лепил фигуры из подручных материалов. Мечтал заняться садово-парковой скульптурой. Львы, установленные на улице, - дань той мечте. Я даже купил несколько форм для малых садовых скульптур и занялся необычным для сельской местности делом. Отливал фигурки гномов, лягушек, тех же львов, внук их раскрашивал. Такие скульптуры пользуются спросом у дачников, которые ими украшают свои огороды. Служить людям бетонные изваяния могут столетиями. Главное - краску на них обновлять.
- Почему вы решили на улице установить именно львов?
- Потому что на складе готовых скульптур были только они. Вот с соседом Алексеем Вихаревым и вкопали фигуры этих животных. Вторую парочку я отливал сам. Формы для львов выбрал такие, чтобы композиция была гармоничной. Скульптуры очень понравились жителям села. Кто-то нашу Валинскую улицу переименовал в Питерскую, кто-то - в Львиную. Таксисты спрашивают своих клиентов: «Куда везти?» Те отвечают: «К львам!» Ориентиром эти львы стали и для водителей-дальнобойщиков. Я на их картах рядом с названием села видел нарисованного льва. И молодожены в день свадьбы приезжают сюда, чтобы сделать фотографию на память.
Под копытами скота
- А о сохранности этих скульптур кто заботится?
- Каждый год приходится их обновлять - побелить, подкрасить. Люди не всегда умеют ценить и хранить красоту. Мы с Алексеем Вихаревым не только установили скульптуры, но и высадили вдоль улицы 100 молодых берез. Посадки сохранились только возле моего дома. Остальные саженцы погибли под копытами скота, который со всего Вавожа по Валинской гоняли на заливные луга.
- Труд погиб, но вы продолжили украшать улицу. Почему?
- Просто я здесь живу. Хотел еще высадить плодовые деревья, но яблони и груши козам скармливать жалко. Поэтому решил установить пушку - ее точно никто не вытопчет и не обглодает. Камни для постамента завез. Попросил у одного предпринимателя кран. Он, когда узнал, что я улицу украшаю, технику дал бесплатно.
Не нужно похвал
- Как относятся к вашим инициативам здешние чиновники? Помочь не хотят?
- Когда в селе строили стадион, мне предложили установить скульптуры львов на столбах его ограды. Но для этого было необходимо длительное согласование документов. Так что от этой идеи отказались. Да и не жду я похвалы от чиновников. Не для этого работаю. Мне нравится, что Вавож постепенно меняется. Еще 10 лет назад серые избы и такие же улицы украшали разве что цветы в палисадниках. Сейчас и дома стараются строить красивые, с интересными архитектурными решениями. И цветники повсюду разбивают.
- Сам сельский быт меняется. Почему деревенские жители хотят жить так же, как в городе?
- Нет ничего плохого в том, что село пытается догнать город. Но при этом уходит некая часть культуры, связанная с деревенским укладом, появляется пренебрежение к труду предков. Топоры, тиски, кусачки и другие инструменты, которые когда-то мастера изготавливали кустарным способом и, несмотря на это, они служили им по нескольку десятилетий, наши современники относят на свалку. Но в Вавоже есть энтузиасты, создающие частные музеи. Сбором домашней утвари и инструментов прошлых веков недавно увлекся и я. Трепетное отношение к тому, что хранит мечты, какие-то душевные устремления мастера, приходит с возрастом. Как-то я по глупости свез на свалку две швейные машинки, которыми пользовалась моя мама. А вот с угольного утюга - его еще в детстве заставляли меня разжигать, началась коллекция старых вещей. Для розжига тех утюгов и самоваров древесный уголь собирали в каждом доме. Выжидали момент, когда головешки уже не горели синим пламенем, но еще теплились. И выгребали такие угли в специальные бачки с плотными крышками. Сейчас такое топливо продается в каждом супермаркете. Так что культура с переменой жизненного уклада не теряется, а опыт предков возвращается порой самым неожиданным образом.