В этом году исполняется 50 лет, как разъехались жители села Голюшурма — на его месте теперь Нижнекамское водохранилище. В народе говорят, что под воду ушли церковь, спиртзавод и избы селян. Что произошло на этом месте и встречаются ли сейчас уроженцы села выяснила корреспондент «АиФ в Удмуртии».
«Встречи бывших жителей Голюшурмы проходят ежегодно. Последняя состоялась 1 июля 2017 года, — говорит Анатолий Захаров, председатель автономной некоммерческой организации «Удмуртский этнотуристический центр «Эштерек». — И приурочена эта встреча была к 50-летию Муважинской школы Алнашского района — преемнице школы из Голюшурмы. В честь юбилея мы заложили аллею».
Все постройки в Голюшурме предварительно разобрали на стройматериалы. Церковь к моменту строительства водохранилища была превращена в клуб. Её перепрофилировали еще в 1938 году по решению областной комиссии по вопросам культа: купола разобрали, здание перекрыли досками, внутрь засыпали зерно, поступавшее на местный спиртзавод в качестве сырья. Чуть позднее в здании начали показывать кино и проводить дискотеки. Развлекаясь, никто не вспоминал, что благодаря этой церкви деревушка Голюшурма в 1898 году превратилась в село: в этот год был достроен кирпичный храм, освящённый 28 сентября 1899 года во имя Вознесения Господня.
Светлана Стовбун, «АиФ в Удмуртии»: А когда была основана деревня Голюшурма?
Анатолий Захаров: В 1811 году её основали русские переселенцы. По преданиям, это были бедняки из села Шурма Вятской губернии, иначе — «голь». Потому место, где они поселились (высокий правый берег Камы) прозвали в народе «голь с Шурмы», а название села в обиходе звучало как «Гольшурма».
В 1864 году традиционный крестьянский уклад местных жителей изменился — купец Иван Григорьевич Стахеев основал винокуренный завод. Весть заводского гудка о начале и конце рабочей смены в хорошую погоду разносилась далеко по окрестным деревушкам. Слышали его жители и моей родной деревни Чёрный Ключ. Бывало, включали гудок и посреди рабочего дня или в выходные. То был сигнал о проводах в последний путь кого-то из голюшурминцев.
156 лет насчитывает история затопленного села.
Быт жителей села отличался от жизни в маленьких деревушках. Заводчане получали зарплату деньгами, которые «обналичивали» на базаре. В советское время кроме него торговля в селе шла в нескольких магазинах сельпо. Работали почта, сберкасса, участковая больница с зубопротезным кабинетом, аптека, библиотека, детский сад. Голюшурму в числе перавых населенных пунктов Алнашского района радиофицировали, здесь действовала устойчивая телефонная связь.
— И, несмотря на такой потенциал села, было принято решение о его уничтожении? Значит, строительство водохранилища, по-видимому, было более выгодным?
— Драматическая история Голюшурмы долгое время у меня вызывала ассоциации с легендой об удмуртском батыре Эштереке, который выпросил чудесного коня у Вумурта (речного языческого божества) перед тем, как отправиться на сражение с татарами. Взамен Эштерек обещал Вумурту привезти плененную княжну. Сражение с татарами легендарный батыр выиграл, княжну пленил, да сам в неё влюбился и передумал отдавать её Вумурту. За это разъярённый речной владыка утянул богатыря в речные пучины. Эта легенда родилась задолго до исчезновения села и, тем более, основания Голюшурмы и, возможно, была навеяна реальными историческими событиями.
Археологи раскопали в окрестностях Голюшурмы два городища и наблюдательный пункт. По сей день на рельефе местности отчётливо просматривается вал городища — защитное сооружение средневековой поры. А археологический памятник — урочище — назвали Голюшурма. Здесь и проходят костюмированные экскурсии в прошлое. Сюда на встречу с легендами и исторической реальностью приезжают туристы и бывшие жители Голюшурмы.