К грубым нарушениям отнесут плохую подготовку к отопительному периоду, отказ в передаче технической документации на дом, отсутствие договоров и расчётов за ресурсы. За подобные нарушения управляющие компании (УК) будут лишать лицензий.
Проверкам не мешать
Кому станет легче с введением новой схемы? Многим. Например, жилищным инспекторам.
«Если УК препятствует осуществлению нашей надзорной деятельности или уклонилась от проведения этой проверки, то у нас появилось право исключить у компании дом за это, – говорит главный жилищный инспектор Удмуртии Марат Исмагилов. – Этот период новой жизни у всех управляющих компаний начался с января 2018 года. Теперь лицензия стала срочной – она будет действовать пять лет. В 2023 году. все работающие организации (в Удмуртии сейчас 131 УК и 327 ТСЖ) должны будут переоформлять лицензии. Это вызовет массовые проверки на соответствие требованиям».
Что касается жителей, то они (особенно старшие по домам) оценят новое правило: теперь УК любому инициатору общего собрания должна предоставлять сведения обо всех собственниках многоквартирного дома. Они включают фамилию, имя и отчество, номер квартиры, площадь и долю в праве собственности. По идее, соседи и так должны знать друг друга, а на практике доверительные соседские отношения стали редкостью, и всё сложнее процедура голосования на общем собрании. Инспекторы тоже довольны новым правилом.
«Мы очень негативно относились к компаниям, которые не давали протоколы собрания, ссылаясь, что те содержат персональные данные. Мы обращались с этим вопросом в Роскомнадзор, и вот сегодня секретных данных в отношении собственников больше нет», – говорит Марат Исмагилов.
Штрафы за платёжки
Момент долгожданный: теперь за неправильное начисление платежей за услуги ЖКХ как ресурсоснабжающая организация, так и УК обязаны будут заплатить потребителю 50% от неправильно начисленной суммы. В прошлом году такая норма начала работать в отношении поставщиков ресурсов. Теперь она касается УК и ТСЖ.
«Потребитель получил платёжный документ и, если видит неправильную сумму, пишет письмо-претензию, – поясняет Марат Исмагилов. – В течение месяца ему должны дать ответ, а в течение второго месяца должны сделать перерасчёт. Если он понимает, что перерасчёт не сделали, – обращается в жилищную инспекцию. Мы проводим проверку и, помимо того что обязываем компанию сделать выплату, ещё и накладываем штраф».
«В прошлом году в платёжках от «Энергосбыт Плюс» в графе «Начислено» мелким шрифтом стояла одна сумма, а в яркой графе «Итого к оплате» другая. И вторая по нашему дому превышала первую от 20 до 1250 рублей, – говорит член Совета дома Марина Вольхина. – Мы знали о штрафе в 50% от неправильно начисленной суммы и обратились в Жилищную инспекцию. Нам составили жалобу со ссылками на Жилищный кодекс РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам, закон «О защите прав потребителей». Мы послали её с Роспотребнадзор и получили ответ: жалоба передана в «Энергосбыт Плюс». В итоге ни перерасчёта, ни штрафа не было. Может быть, сейчас ситуация изменится».