22 969 первоклассников нынче пойдут в школы Удмуртии. Это почти на полторы тысячи больше, чем в прошлом году.
Нынешние первоклашки будут изучать буквы, цифры, чистописание, шахматы и иностранный язык. С нового учебного года шахматы станут обязательным предметом школьной программы. А иностранных языков в школе будет два.
Откладываем деньги
«Первые пробные уроки для нас провели уже в мае, – рассказывает Ольга Иванова из Кизнера. – Моему сыну понравилось сидеть за партой. Всё лето у него на языке крутился вопрос: а когда в школу? Сын давно научился читать, считать и писать. Боюсь, что для него нет разницы между детским садом и школой, что сидение за партой – это лишь новая игра, а портфель и тетрадки – её компоненты. Наблюдаю, как он азартно складывает в рюкзак школьные принадлежности, и нервничаю. Меня ожидают очередные четыре школьных года. Первый курс я прошла со старшим сыном. Ставила перед собой задачу: научить его учиться. Поэтому изо дня в день просиживала с ним за домашним заданием. Сейчас понимаю, что не зря. Значит, и с младшим надо сидеть. Также пришлось понервничать, покупая необходимые вещи. Старший из своего гардероба вырос, и младшему всё нужно закупить. Денег не хватает. И не только у меня. Слышала, что в Госдуме рассматривают возможность введения первосентябрьского капитала. Нужная инициатива. Чтобы собрать ребёнка в школу, деньги начинаем откладывать за год. Канцтовары ещё зимой купили. В августе приобрели ранец, три пары обуви, спортивный костюм. Часть экипировки приобретали по схеме коллективных закупок, которая заметно снижает стоимость. Тем не менее, общие расходы на сборы в первый класс уже превысили 20 000 руб.»
Старт в большую жизнь
Ольга рассказывает про пенал с двумя отделениями – для ручек и цветных карандашей, про рюкзак с ортопедической спинкой, который сделан по стандартам Роспотребнадзора, про школьную форму, которую для будущего класса специально заказали на швейной фабрике. И добавляет: а учительницу мы тоже выбрали. Сейчас есть такая возможность. Ребёнка записываешь к той учительнице, о которой от родителей получаешь больше рекомендаций. Если ребёнок стеснительный, его лучше определить к деликатному педагогу. А подвижному малышу желательно подобрать учительницу со строгим характером.
Время потребления сказалось и на школе. Но у нашего времени есть иная характерная черта – стремление к успешности. И школа – та самая общественная площадка, на которой формируются лидеры и аутсайдеры.
«Непоправимую ошибку совершают те родители, которые негативно отзываются о школе и учителях, – говорит преподаватель начальных классов из Кеза Инна Докучаева. – Фразы «тебе в школе будет тяжело, потому что ты не умеешь читать», «ты не очень смелый, тебя в школе будут обижать» родители произносят вскользь, не задумываясь. А дети запоминают. И ещё до поступления в школу начинают бояться. Об учёбе и учителях отзываться нужно только положительно. Многие дети умеют читать, писать и считать до поступления в школу. Родитель думает: пора и за парту. А ребёнку ещё и семи не исполнилось. Не нужно торопиться. Учёба – это игра с определёнными правилами, которые ребёнок начинает воспринимать после семилетнего возраста. Нынче я в седьмой раз принимаю первоклассников. Замечаю, как из года в год повышается интеллектуальный уровень детей и одновременно снижается их бережливость к личным вещам. Сейчас дети не придают им большой ценности. Могут оставить, потерять, забыть, отдать. Дорогие вещи для школы покупать не надо. Лучше выбрать самое простое. Та же шариковая ручка с кнопочками будет отвлекать школьника на уроке: он будет играть с ней до тех пор, пока она не сломается. А сломается – родители непременно сделают замечание. Кстати, ребёнка нужно больше хвалить. Родительская похвала за любой незначительный успех становится для школьника большой мотивацией к старанию. А ещё лучше – обнять после школы и сразу спросить о делах. Родители этот вопрос оставляют на вечер. А к вечеру самые горячие эмоции у ребёнка остывают. И уходит шанс на установление доверительных отношений».