Примерное время чтения: 5 минут
863

Сколько надо для подъёма? Как привлечь в школу молодые кадры

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34. Аргументы и факты в Удмуртии 21/08/2019
В первый год работы на учителя взваливают все нагрузки педагога со стажем.
В первый год работы на учителя взваливают все нагрузки педагога со стажем. / Станислав Ломакин / АиФ

Чуть больше недели осталось до начала учебного года. Для каждого, кто переступит в сентябре порог школы, это будет новый этап.

И не только для учеников, но и для многих учителей: молодые педагоги городских школ теперь будут получать единовременные денежные выплаты. Так решили республиканские власти. За первый год работы учитель получит 40 тыс. руб., за второй – 60, за третий – 80 тыс. руб.

Сделать этот шаг региональное правительство подтолкнули две причины – нехватка учителей и старение кадров: в прошлом учебном году в школах республики было 475 вакансий, а каждый пятый педагог продолжал трудиться, будучи уже на пенсии.

Предметник на авто

В 2015 г. доплаты ввели для молодых специалистов сельских школ. Из республиканского бюджета на это потратили 59 800 тыс. руб.

«За последние четыре года проблема кадрового старения у нас спала, – говорит директор основной общеобразовательной школы из д. Нижнее Котнырево Алнашского района Тамара Конникова. – Средний возраст учителей – 36 лет. Пенсионеров по старости нет. А вот предметников по-прежнему не хватает. Учителям приходится вести несколько предметов. Они совмещают историю и биологию, литературу и ИЗО, химию и географию, физику и информатику, физкультуру и технологию. Ставка педагога – 11 200 руб. Итоговую зарплату увеличивают надбавки: 25 % – доплата за работу в сельской местности, 15 % – уральский коэффициент, плюс различные стимулирующие и компенсационные выплаты. Большое подспорье – оплата коммунальных услуг. Также в течение учебного года учителя могут рассчитывать на премии. А молодые специалисты в первые три года работы получают доплату в сумме 25 % от основной ставки».

Так, средняя заработная плата сельского учителя со стажем сейчас колеблется на уровне 25 тыс. руб. Для неизбалованного сельского жителя это неплохие деньги. Прибавляет вес и стабильность бюджетной сферы. А многие сельхозпредприятия этой стабильности не гарантируют.

«Учителя в доярки сейчас не уходят, – смеётся начальник управления народного образования Вавожского района Анатолий Тарасов. – А вот работники хозяйственно-технической части выбирают работу в колхозе. Особенно обидно за хороших водителей школьных автобусов: требования к ним высокие, а зарплата (по сравнению с колхозами) – низкая. И педагогический кадровый голод есть. Ежегодно публикуем вакансии педагогов-предметников. В малочисленных школах часов для них не хватает, поэтому учителя преподают в нескольких школах одновременно. А передвигаются между деревнями на авто. Молодые специалисты в район приезжают ежегодно. Уезжают тоже ежегодно. Жилищная проблема тому причиной. До приватизации жилого фонда при каждой школе были ведомственные квартиры. Сейчас молодые педагоги жильё снимают. Но никакой компенсации ни на съём жилья, ни на оплату энергоносителей нет. Поможет ли решить жилищный вопрос программа «Земский учитель», которую правитель­ство намерено реализовать по аналогии со здравоохранением, сказать трудно. Молодые врачи на полученный миллион жильё покупают не в селе».

Работа без стресса

Подъёмные, зарплата, жильё, коммунальные доплаты – всё это денежный эквивалент профессии. В наше прагматичное время не очень модно говорить о душевной составляющей. Но в работе педагога такая потребность есть. И среди студентов педагогических вузов есть те, кто выбрал пединститут из благодарности к школьным учителям. А среди молодых учителей – те, кто пришёл в школу из восхищения перед мастерством преподавателей института. Как удержать в образовании этот золотой кадровый резерв?

«Первые уроки – четыре часа в неделю – мне предложили вести в ижевской школе № 20, когда ещё училась в университете, – вспоминает учитель Якшур-Бодьинской гимназии Анна Бывальцева. – Меня окружили вниманием старшие коллеги. Они приглашали на открытые уроки, делились опытом. Я училась и учила сама. А после университета на меня взвалили все нагрузки учителей со стажем. Самообразование, личная жизнь, досуг – всё проходило мимо. Школьная нагрузка отнимала время и все силы. Я стала думать о смене профессии. Но как-то справилась, а мои однокурсники из школы ушли. Вчерашний студент – не скаковая лошадь. Не может брать с места в карьер. Он ещё такой хрупкий, наивный. Приходит в школу с радужными ожиданиями. А ему: предмет, классное руководство, электронный дневник, отчётность. От этого стресса первого рабочего года и убегают вчерашние выпускники. Молодые врачи, к примеру, проходят интернатуру. Было бы здорово внедрить для учителей нечто похожее – год вхождения в профессию».

В Министерстве образования УР считают, что единые денежные выплаты для молодых специалистов помогают ежегодно привлекать в сельские школы до 200 выпускников вузов и ссузов. А закрепиться в школе молодого учителя заставляет деревенская безработица – вакансий нет. В городах рынок труда развит лучше. Чем удержать молодых учителей в школе на четвёртый год?

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах