Запрос на лекции и курсы Людмилы Блиновой, кандидата психологических наук, сотрудника казанского Центра социально-гуманитарного образования, в Удмуртии высок. В апреле Дом учителя организовал её работу в Сарапульском районе, в Ижевске, и наши педагоги снова ждут её осенью, чтобы обсудить условия развития одарённой личности.
Прыгнуть выше головы
Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Людмила Фёдоровна, вы помогаете педагогам работать с детьми с особенностями развития. Теперь появилась тема супер-детей — в работе с ними тоже есть проблемы?
Людмила Блинова: С ними проблем ещё больше. Они личностно другие, у них по-другому работает мозг, по-другому построены психические процессы. И их ставят в особые условия: родители и учителя постоянно демонстрируют такого ребёнка. Его настраивают на победы, победы, победы. В его жизни конкурсы, просмотры, олимпиады — а где сам ребёнок? Вокруг него создаётся нацеленность на успех — любой ценой. И мы обсуждаем с учителями, как этот успех ребёнку обеспечить, но с наименьшими потерями для его психического и физического здоровья.
К тому же у одарённого высокий уровень притязаний: он же не как все и ощущает свою уникальность.
— Общество, кажется, это ценит: не зря идут телешоу «Лучше всех», «Золото нации»…
Нередки ситуации, что ребёнка хорошо подготовили к 1 классу элитной школы, а возможностей мозга жить на этом уровне все 11 лет у него нет. В казанских школах, например, таких детей отчисляют после 4, 7 и даже 9 класса.
В Ижевске мне сказали, что выполняют закон об образовании, по которому отчислять ребёнка нельзя. Родителям предлагают репетиторов, либо в школе он занимается усиленно. А его нервная система не выдерживает. Такие дети — привычные пациенты неврологов, а иногда и психиатров. Когда ребёнок не может справляться с предложенной нагрузкой, возникают тяжёлые проблемы, вплоть до суицидов.
В казанской спецшколе при консерватории собраны талантливые дети. И вдруг в этом учебном году — две попытки суицида, одна из которых закончилась гибелью девятиклассницы. Во всём обвинили учителя музыки: почему дала ученице печальное произведение?! Работая над этой музыкой по несколько часов, девочка всё глубже погружалась в своё безысходное состояние. Но это программная вещь. Видимо, педагоги должны быть особенно чутки к таким ученикам, понимать их возможные напряжённость, депрессию, тревогу и, считывая их, откладывать исполнение такого произведения.
Из 6 вариантов одарённости самый распространённый — академическая одарённость: быстрое освоение всех предметных областей в школе. Но у пятиклассника одарённость левополушарная — только в предметах физико-математического цикла, и это нужно учитывать при его воспитании и обучении.
Родные незнакомцы
— Что должен понимать взрослый, который растит или учит одарённого ребёнка?
— Он должен понимать его особенности. А это, прежде всего, высокая степень агрессии. Каждый одарённый понимает свою уникальность и хочет защитить свою неповторимость. При этом стремлении быть особым, всегда возникает и проблема с коммуникацией. Интересы одарённого ребёнка не соответствуют интересам сверстников. Ему «равны» люди более старшего возраста, но для старших он — малявка. И он остаётся в вакууме общения. Единственные, кто его поддерживает, — родители, и то, если они понимают его одарённость. Но тут есть своя ловушка: в семье обычно считают, что если ребёнок — музыкант, он должен заниматься только музыкой, если математик — математикой и не развивают все стороны личности. И тогда получается, что человек уходит в «башню одиночества».
— А мы так радовались за племянника, которого в лицее практически освободили от всех гуманитарных предметов ради математики. Нам казалось, что так вкладываются в его способности.
— Вы были неправы. Когда человек погружается в одну дисциплину и замыкается в узком круге интересов, он не видит мир в его разнообразии, не воспринимает себя как юношу, мужчину и лишён потребностей пола — от активных игр до общения с девочками. Такой человек часто обречён на одиночество, потому что он не знает, какой он есть. Когда я знаю, какая я, то знаю, кто мне нужен. И выделяю «своего» человека: начинает работать кровь, эндокринная система — я влюбляюсь. А если человек не знает себя, как он найдёт свою половину?
— И что тогда делать взрослым со своими одарёнными детьми?
— Нам надо войти в их мир и посмотреть вокруг их глазами. А мы хотим привести их в свой мир нормальных людей. Но наша норма им неинтересна.
— Как ввести таких детей в социум, не повредив их уникальности? И чья это задача — родителей, учителей?
— Семьи. Все личностные характеристики идут из семьи. Родителям надо до 5 лет выявить, что у малыша лучше развито: глаза, слух, двигательная сфера, гуманитарное или логическое мышление? А далее от 5 до 10 лет нужно дать ребёнку возможность поискать себя в разных кружках и занятиях. Часто говорят: везде ходил, ничего не понравилось. Ну и хорошо. Всё равно так развиваются качества личности. А вот в 5 классе уже начинается специализация. При такой схеме сначала он развивается как человек, а потом как профессионал. У нас же получается, что сразу профессионал, а человек на втором месте.
Трудности любви
— С одарёнными «носятся». Почему же иногда они тоже попадают в разряд недолюбленных детей?
— Но у них есть счастье познания.
— Они не знают другого счастья, им недоступно получение удовольствия другим путём. И наша задача - включить их в жизнь, чтобы они ещё где-то и от чего-то получали удовольствие. Иначе они всё больше будут уходить от людей.
Смена цивилизаций
— Скоро всю планету займут башни одиночества?
— Но не потому, что много одарённых детей. Отчуждается семья. Я была на педагогическом форуме, который мамы встретили плакатами: «Мы не можем воспитывать наших детей. У нас нет знаний, сил, времени — воспитание должна взять на себя школа!»
Но как может школа воспитывать у ребёнка любовь к семье, когда в семье ему неуютно, там его не понимают? Можно вести бесконечные беседы, но нужна практика — она формирует человека. Сейчас наши дети многое знают и правильно говорят, КАК надо делать, но ТАК они не делают.
— Мы попали в гуманитарную катастрофу?
— Вот именно. Наконец, сейчас начали говорить об увеличении часов на русский язык, литературу, историю: именно они — база культуры, общения, взаимодействия.
И скажу крамольную вещь: что такое образование? Стремление под единый образ, стандарт подводить детей. Одарённый не готов к этому образованию, он идёт своим путём.
Сейчас одарённых детей по сравнению с 80-ми годами рождается в 12 раз больше! И больше появляется детей с аномалиями — нормальных всё меньше. Это и есть конец света. Он придёт в том плане, что рождается поколение детей с другими потребностями и возможностями. Это будет новый тип людей и иной мир. Мы не знаем, кто они, как с ними взаимодействовать.
— Мы сможем их удержать в своём мире, примирить с собой?
— Если мы поймём и учтём их особенности.