Примерное время чтения: 9 минут
413

Башни одиночества. Как помочь развиваться одарённому ребёнку?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 19. «Аргументы и Факты в Удмуртии» 11/05/2017
Сейчас рождается в 12 раз больше одарённых детей, чем 30 лет назад.
Сейчас рождается в 12 раз больше одарённых детей, чем 30 лет назад. / Юлия Ардашева / АиФ

Запрос на лекции и курсы Людмилы Блиновой, кандидата психологических наук, сотрудника казанского Центра социально-гуманитарного образования, в Удмуртии высок.  В апреле Дом учителя организовал её работу в Сарапульском районе, в Ижевске, и наши педагоги снова ждут её осенью, чтобы обсудить условия развития одарённой личности.

Прыгнуть выше головы

Юлия Ардашева, «АиФ в Удмуртии»: Людмила Фёдоровна, вы помогаете педагогам работать с детьми с особенностями развития. Теперь появилась тема супер-детей — в работе с ними тоже есть проблемы?

Людмила Блинова: С ними проблем ещё больше. Они личностно другие, у них по-другому работает мозг, по-другому построены психические процессы. И их ставят в особые условия: родители и учителя постоянно демонстрируют такого ребёнка. Его настраивают на победы, победы, победы. В его жизни конкурсы, просмотры, олимпиады — а где сам ребёнок? Вокруг него создаётся нацеленность на успех — любой ценой. И мы обсуждаем с учителями, как этот успех ребёнку обеспечить, но с наименьшими потерями для его психического и физического здоровья.

К тому же у одарённого высокий уровень притязаний: он же не как все и ощущает свою уникальность.

 Общество, кажется, это ценит: не зря идут телешоу «Лучше всех», «Золото нации»…

Досье АиФ
Людмила Блинова — Заслуженный учитель РФ, детский психоаналитик, один из самых востребованных практикующих психологов. Автор популярных книг про «особенных» детей: гиперактивных, одарённых, с нарушениями поведения и т.д. Главный принцип её работы — сотрудничать только с заинтересованными людьми, с теми, у кого есть время и силы воспитывать своих детей — таких разных.
— Этих детей, бесспорно, ценят и … максимально эксплуатируют. Они — витрина семьи и школы. Всем нужен её блеск. В разговоре с учителями одного из ижевских лицеев первый запрос был такой: ребёнок готов по предмету, но на олимпиаде из-за стресса он не даёт результаты, как на них вывести? Грустно, если только это задача школы.

Нередки ситуации, что ребёнка хорошо подготовили к 1 классу элитной школы, а возможностей мозга жить на этом уровне все 11 лет у него нет. В казанских школах, например, таких детей отчисляют после 4, 7 и даже 9 класса.

В Ижевске мне сказали, что выполняют закон об образовании, по которому отчислять ребёнка нельзя. Родителям предлагают репетиторов, либо в школе он занимается усиленно. А его нервная система не выдерживает. Такие дети — привычные пациенты неврологов, а иногда и психиатров. Когда ребёнок не может справляться с предложенной нагрузкой, возникают тяжёлые проблемы, вплоть до суицидов.

В казанской спецшколе при консерватории собраны талантливые дети. И вдруг в этом учебном году — две попытки суицида, одна из которых закончилась гибелью девятиклассницы. Во всём  обвинили учителя музыки: почему дала ученице печальное произведение?! Работая над этой музыкой по несколько часов, девочка всё глубже погружалась в своё безысходное состояние. Но это программная вещь. Видимо, педагоги должны быть особенно чутки к таким ученикам, понимать их возможные напряжённость, депрессию, тревогу и, считывая их, откладывать исполнение такого произведения.

К тому же у одарённых детей запрос часто не соответствует возрастным особенностям. Они сами от себя ждут большего, чем взрослые от них. Так, в вашем лицее пятиклассник уже готов состязаться по математике с семиклассниками. Это хорошо, если ребёнок развит всестороннее, и у него на уровне развития мозга находится и развитие эмоциональной и волевой сферы. Тогда это подлинно одарённый ребёнок.

Из 6 вариантов одарённости самый распространённый — академическая одарённость: быстрое освоение всех предметных областей в школе. Но у пятиклассника одарённость левополушарная — только в предметах физико-математического цикла, и это нужно учитывать при его воспитании и обучении.

Родные незнакомцы

Что должен понимать взрослый, который растит или учит одарённого ребёнка?

— Он должен понимать его особенности. А это, прежде всего, высокая степень агрессии. Каждый одарённый понимает свою уникальность и хочет защитить свою неповторимость. При этом стремлении быть особым, всегда возникает и проблема с коммуникацией. Интересы одарённого ребёнка не соответствуют интересам сверстников. Ему «равны» люди более старшего возраста, но для старших он — малявка. И он остаётся в вакууме общения. Единственные, кто его поддерживает, — родители, и то, если они понимают его одарённость. Но тут есть своя ловушка: в семье обычно считают, что если ребёнок — музыкант, он должен заниматься только музыкой, если математик — математикой и не развивают все стороны личности. И тогда получается, что человек уходит в «башню одиночества».

А мы так радовались за племянника, которого в лицее практически освободили от всех гуманитарных предметов ради математики. Нам казалось, что так вкладываются в его способности.

— Вы были неправы. Когда человек погружается в одну дисциплину и замыкается в узком круге интересов, он не видит мир в его разнообразии, не воспринимает себя как юношу, мужчину и лишён потребностей пола — от активных игр до общения с девочками. Такой человек часто обречён на одиночество, потому что он не знает, какой он есть. Когда я знаю, какая я, то знаю, кто мне нужен. И выделяю «своего» человека: начинает работать кровь, эндокринная система — я влюбляюсь. А если человек не знает себя, как он найдёт свою половину?

И что тогда делать взрослым со своими одарёнными детьми?

— Нам надо войти в их мир и посмотреть вокруг их глазами. А мы хотим привести их в свой мир нормальных людей. Но наша норма им неинтересна.

Как ввести таких детей в социум, не повредив их уникальности? И чья это задача родителей, учителей?

— Семьи. Все личностные характеристики идут из семьи. Родителям надо до 5 лет выявить, что у малыша лучше развито: глаза, слух, двигательная сфера, гуманитарное или логическое мышление? А далее от 5 до 10 лет нужно дать ребёнку возможность поискать себя в разных кружках и занятиях. Часто говорят: везде ходил, ничего не понравилось. Ну и хорошо. Всё равно так развиваются качества личности. А вот в 5 классе уже начинается специализация. При такой схеме сначала он развивается как человек, а потом как профессионал. У нас же получается, что сразу профессионал, а человек на втором месте.

Трудности любви

С одарёнными «носятся». Почему же иногда они тоже попадают в разряд недолюбленных детей?

— Потому что родители их не понимают и не принимают. Знаю ребёнка, который в 6 лет освоил за 2 недели учебник биологии. Это уникальный интерес, а мама говорит: зачем? Сейчас он учится в 9 классе и одновременно ходит на 4 курс биофака. А мама до сих пор говорит: «Зачем тебе биология?» Мама-музыкант хочет его приобщить к своей культуре, он на это — ноль внимания. При последней нашей встрече он всё время натягивал свитер на запястья. Я беру его руки, смотрю: у него на каждой по надрезу. Это он эксперимент проводил: какой объём крови вытекает из разных рук? А мама ничего не подозревает. Если даже это — эксперимент, то его подсознание кричит: я никому не нужен! Своим сверстникам он не интересен: сейчас он занимается созданием искусственно-живой материи. Это гениальный ребёнок, и он хочет, чтобы его приняли, каков он есть, чтобы его не меняли. Мама его не понимает. Он не берёт деньги, не ходит в магазины, потому что на это надо тратить время. Даже своё имя Камиль он сократил до Ка, потому что на полное имя уходит несколько лишних секунд. «Если я хочу дожить до 30 лет, — говорит он, — то только на прослушивание имени я потрачу 2 месяца, а у меня времени нет». Это норма? Это безумие! Ещё в 19 веке об этом размышлял Чезаре Лмброзо в своей книге «Гениальность и помешательство». Между этими словами можно поставить знак равенства. Никогда нормальный человек не будет одарённым. Если он одарён, то в чём-то аномален.

Но у них есть счастье познания.

— Они не знают другого счастья, им недоступно получение удовольствия другим путём. И наша задача - включить их в жизнь, чтобы они ещё где-то и от чего-то получали удовольствие. Иначе они всё больше будут уходить от людей.

Смена цивилизаций

Скоро всю планету займут башни одиночества?

— Но не потому, что много одарённых детей. Отчуждается семья. Я была на педагогическом форуме, который мамы встретили плакатами: «Мы не можем воспитывать наших детей. У нас нет знаний, сил, времени — воспитание должна взять на себя школа!»

Но как может школа воспитывать у ребёнка любовь к семье, когда в семье ему неуютно, там его не понимают? Можно вести бесконечные беседы, но нужна практика — она формирует человека. Сейчас наши дети многое знают и правильно говорят, КАК надо делать, но ТАК они не делают.

Мы попали в гуманитарную катастрофу?

— Вот именно. Наконец, сейчас начали говорить об увеличении часов на русский язык, литературу, историю: именно они — база культуры, общения, взаимодействия.  

И скажу крамольную вещь: что такое образование? Стремление под единый образ, стандарт подводить детей. Одарённый не готов к этому образованию, он идёт своим путём.

Сейчас одарённых детей по сравнению с 80-ми годами рождается в 12 раз больше! И больше появляется детей с аномалиями — нормальных всё меньше. Это и есть конец света. Он придёт в том плане, что рождается поколение детей с другими потребностями и возможностями. Это будет новый тип людей и иной мир. Мы не знаем, кто они, как с ними взаимодействовать.

Мы сможем их удержать в своём мире, примирить с собой?

— Если мы поймём и учтём их особенности.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах