Примерное время чтения: 4 минуты
912

Безумие бюрократизма. Для чего школе 68 форм отчётности?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. «Аргументы и факты в Удмуртии» 17/02/2016

- На всероссийском форуме по образованию в 2014 году Владимир Путин заявил, что «излишнее бюрократическое рвение будет сокращено», - отметил на встрече рабочей группы Андрей Цаплин, руководитель регионального исполкома ОНФ. - Почти год мы проводили мониторинг в учреждениях образования Ижевска, Глазова, Сарапула, проверяя уменьшился ли объём их отчётности? 75% школ сказали, что он увеличился. И это вызывает негативное отношение к власти.

- Поручения президента исполняются, - уверен Игорь Белозёров, замминистра образования и науки УР. - Мы начали работу вовремя. Создали образовательный портал УР с официальными сайтами, сделанными по нормативам. Сформирован единый перечень информации, обязательной для образовательных организаций. Есть федеральные и региональные формы отчётов, и мы постарались избежать их дублирования. Сейчас с начала учебного года в перечне 68 форм отчётности в перечне.

Для чего нужна школа?

Замминистра отчитывался как писанному, но «некомпетентные слушатели» на этой цифре споткнулись, представив, как отчитываются в 68 вариантах. А ведь это отчёт только по линии образования. Ещё над школой (возьмём для примера только её как самое массовое и «неизбежное» звено образования) есть Рособрнадзор, Роспотребнадзор, пожнадзор, муниципальные кураторы и т.д., и т.п.

Для чего мы ведём детей в школу? Чтобы учителя дали им знания по разным предметам, расширили их кругозор и подготовили к экзаменам. И школа как учреждение обязана создать все условия для этого процесса. Запрос общества - школа, максимально работающая на детей. Реальность бюрократического государства - школа, максимально работающая на контролёров.  

- Захотели мы провести День мороженого в школе. Казалось бы, наш праздник никого, кроме нас, не касается, но я обязан расписать его проведение и отчитаться, - говорит Ахтам Чугалаев, директор школы № 97, доверенное лицо В.В. Путина. - С нас требуют десятки отчётов, 8-10 из них дублируются, до 20 вообще не связаны с учебным процессом. Администрация школ ненавидит электронную почту: через неё вливается поток запросов, и он не прекращается. «Сверху» ни шага в сторону его сокращения не сделали. Зато был мониторинг мониторинга: сколько мы получили писем? У отчётов жёсткая форма: запятая не там поставлена - его не принимают. Как директор школы я ежегодно в декабре делаю комплектование учителей на новый учебный год. Целые тома заполняем, указывая про человека всё, чуть ли не до размера носков. В такой ситуации волнует уже не вопрос «кто виноват», а «что делать?»

Кто сделает?

Так бы мы переиначили вопрос ижевского директора. Говорить, что педагогическое сообщество эту тему не поднимает, смешно: учительские форумы гудят и стонут.
Но контроль и отчёты - это деятельность и зарплата огромного количества чиновников, целого сектора рынка труда. Паразитирующий на школе характер этой работы уже очевиден. Но разве бюрократа «укротят» в бюрократическом государстве? 

- 68 форм отчёта это много, но нужно, - признаёт Наталья Сударикова, член штаба РО ОНФ. - Хотя Исаак Калина, руководитель департамента образования г. Москвы жёстко запретил слать запросы в школы. И нам в регионе стоит принять единую политику в этом вопросе.

- Для этого нужны мужество и воля, - считает Ахтам Чугалаев, -  Но все ждут указаний сверху: школа - от муниципальных управленцев, тем нужна рекомендация от министерства образования, в региональный минобр живёт про указу федерального. 

Школы и их управленцы боятся всего - в том числе, и отказаться от бумаг.
Казалось бы, все выполняют поручения президента. Но вкладывают в это лишь исполнительность, забывая про разумность. И что в итоге? Если сложить всё время, силы и нервы, положенные школами на отчёты, мы получим сумму ресурсов, украденных у наших школьников.  

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах