Проблемы налицо
Сад имеет игровые комнаты со специальным освещением, кабинеты с медицинским оборудованием, и дети там находятся под постоянным наблюдением врачей. Родителей о новой форме обучения уведомили в середине лета, и новшество вызвало стресс: школа не была приспособлена для учеников с особенностями здоровья.
Учиться слабовидящие первоклассники всё-таки начали в школе № 61. И выяснилось, что она к таким ученикам не готова: в кабинетах нет специального освещения, подсветки доски и индивидуальных настольных ламп на каждой парте. Обнаружилась и другая серьёзная проблема - передвижение по школе: без светоотражающих указателей, к которым дети привыкли в садике, и в толпе здоровых сверстников на переменах слабовидящие дети просто не могут ходить по коридорам. К тому же школа не успела подготовить педагогов по физкультуре, музыке, ИЗО, технологии, которые должны работать с новыми учениками по другим методикам.
Родители снова обратились в региональное отделение Общенародного фронта - сюда они уже приходили с просьбой помочь сохранить прежнюю форму обучения. Тогда состоялось собрание с управлением образования города, где было обещано создать все условия для адаптации и обучения этих детей в общеобразовательной школе. Родители поверили. И обманулись.
Дадут, сделают, решат
В октябре состоялась новая встреча, собравшая в школе № 61 родителей, «фронтовиков», руководителей образования города. Неожиданно там появилась Ирина Теслева, замглавы города по социальной политике. Ярый сторонник оптимизации и жёстких мер экономии, она тем не менее извинилась перед родителями за то, что их слабовидящих детей заставили учиться в новых, неприспособленной для их нужд условиях. Извинение было запоздалым, ситуация конфликтной, родители первый, такой важный для жизни первоклассника, учебный месяц прожили в состояния напряжения, недовольства и страха за ухудшение здоровья детей. Конфликт снова тушили - привычно и почти равнодушно.
На встрече выяснилось, что школа № 61 внесена в республиканскую программу «Доступная среда».
- По этой программе выделено 1,3 млн рублей, чтобы до конца года установить светоотражающие указатели в коридоре и другое необходимое оборудование, - сообщила Татьяна Кузьмина, и. о. начальника Управления образования Администрации г. Ижевска.
- Всё, что мы можем констатировать, наблюдая за ситуацией в школе № 61 и детском саду № 218, - это формальный подход к инклюзивному образованию. К его введению надо готовиться заранее: не только обеспечивать технические и методические условия в школе для обучения детей-инвалидов, но работать с родителями: как детей с особенностями здоровья, так и обычных школьников, чтобы создать атмосферу психологического приятия друг друга, - сказал Александр Санин, координатор по организационным вопросам регисполкома ОНФ. - Перевод детей из коррекционного учреждения в общеобразовательные школы, как показала практика, не прост, и требует особой работы управленцев и, видимо, контроля ОНФ.