Социальный барометр
- Малокомплектные школы называют нерентабельными и грозятся закрыть. Но школа в деревне часто является единственным интеллектуально-культурным центром и влияет на развитие населенного пункта. Закроете школу – разъедутся люди трудоспособного возраста, исчезнет производство, а за ним и сама деревня умрет, - уверена Елизавета Дмитриева, директор Комякской школы из Можгинского района. - Школа – барометр социально-экономических процессов на селе. 25 лет назад в нашей школе было 180 учеников. В нынешнем учебном году – 44. Рождаемость снизилась по объективным причинам. Четверть века назад здесь был крепкий колхоз, люди видели перспективу, получали достойную зарплату, рожали по нескольку детей.
Сейчас все производство сосредоточено в крестьянско-фермерском хозяйстве, которое специализируется только на растениеводстве, потому что для возрождения животноводства кадров в деревне не хватает. И вот представьте: закрыли школу, трудовые ресурсы перебрались в другие населённые пункты, потому что не каждый родитель может согласиться с тем, что его ребенок должен на автобусе до школы добираться (потому что для этого вставать приходится на целый час раньше). Кто будет зерновые и многолетние травы на окрестных полях выращивать? Поля, скорее всего, зарастут лесом...
Образовательные учреждения часто становятся центрами возрождения, развития и сохранения традиций села. При школах создаются музейные комнаты, педагоги совместно с учениками ведут краеведческую работу, шефствуют над ветеранами. Музейная комната при нашей школе была организована в 2010 году. С нынешнего года на довольно богатую коллекцию собранных экспонатов могут посмотреть туристы в рамках культурно-образовательного маршрута. Он включает посещение истока Валы, храма Святителя Николая Чудотворца и школьного музея. За время минувших летних каникул школу посетили более тридцати туристических групп. Отзывы только благодарные - в музее гостей ожидает целое театрализованное представление с обрядовыми элементами, переодеванием в национальные костюмы, практическим освоением крестьянских орудий труда.
Планка «выше среднего»
Светлана Стовбун, АиФ-Удмуртия: - В данном случае школа открывает культуру и быт местного населения миру. Разумеется, это лишь часть интеллектуального вклада педагогов в развитие сельского сообщества. Насколько оно благодарно учителям? В наше время педагогов в деревне уважают, как это было 20 – 40 лет назад?
- В нашей деревне к учителям относятся с почтением. Бывает, родители приходят в школу за советом – педагоги, как прежде, подают пример поведения в быту и в обществе. В нашем присутствии пресекается вульгарность. Однажды я была в конторе сельхозпредприятия, где мужчина допустил в речи бранные слова. Другой его тут же одернул: ты что не видишь, кто здесь? Планка культурно-интеллектуального уровня учителей в селе была и остается «выше средней» по населенному пункту. Уважительное отношение общества становится дополнительным аргументом для молодых специалистов. За 3 последних года в школу пришли 4 учителя, которые прежде сами сидели здесь за школьными партами.
- Принято считать, что сельская школа неконкурентная по сравнению с городской. Здесь хуже техническое оснащение и ниже возможности для самообразования педагогов – библиотечные фонды скудные, нет театров, музеев и т.д...
Семейная атмосфера
- Профессия учителя затратная на эмоции. Как восстанавливаете силы?
- Эмоционально меня подпитывают родители, своя семья, педагогический коллектив, ученики, прихожане храма, который я посещаю по выходным дням - от всех исходит теплое, участливое отношение. Силы придает и сама работа - я ее люблю. Она дает возможность дарить добро и получать его в ответ: дети всегда возвращают то, что впитывают извне. А в нашей школе создалась уютная семейная атмосфера. Ее поддерживают взаимоотношения учителей и учеников, интерьер. В школе много комнатных цветов, в холлах стоит мебель, переданная дарителями. А еще приятно работать в учреждении с богатой историей - нашей школе нынче исполнилось 115 лет.