Примерное время чтения: 6 минут
436

Теперь учить детей можно не только в классе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Удмуртия 08/08/2012
Фото: АиФ

Молодой директор

- Евгений Петрович, сегодняшняя ситуация такова, что сельским детям, чтобы учиться, приходится порой добираться до школы несколько километров - где-то на школьном автобусе, где-то пешком, поскольку не в каждой деревне есть общеобразовательные учреждения. А в пору вашего детства тоже приходилось «путешествовать за знаниями»?
- Да, в моей жизни всё было именно так. Первые 4 года я учился в школе родной деревни Большой Жужгес, что в Увинском районе. Восьмилетку оканчивал уже в деревне Гурезь-Пудга Вавожского района. Потом уж поступил в Можгинский педагогический техникум. А завершал образование на историческом факультете Удмуртского государственного университета.
- Но в самом начале профессиональной деятельности пришлось не только учительствовать. Вам была уготована более ответственная работа. Вы ведь были самым молодым директором школы в республике?
- В ту пору мне было всего 25 лет. Сначала 4 года работал директором школы в д. Каменный ключ Вавожского района. Но затем пришлось вернуться в родной Увинский район. Понимаете, я тогда уже обзавёлся семьёй, родились дети, а оставить их было не с кем. Мы с женой целыми днями в школе пропадали, она тоже учитель по образованию, географию преподаёт. Пока с чужими детьми возились, своих приходилось одних дома закрывать…  В конце концов подались в родные края. И в Чистостемской школе я директорствовал ещё 5 лет, вплоть до начала 90-х гг. прошлого века. Школа, по сельским меркам, была большой - более 100 детей у нас учились, и из Чистостема, и из окрестных деревень. Мне даже пришлось расширить обеденный зал школьной столовой - все не помещались.  
И дети тогда не только успевали учиться, но и со своими старшими наставниками работали на колхозных полях, собирали картошку. А на заработанные деньги путешествовали по бывшему Советскому Союзу, побывали тогда  с экскурсиями в Украине и Белоруссии. Кстати, в 1988 г., когда случилось трагическое землетрясение в Спитаке, мы с ребятами перечислили пострадавшим 1 тыс. руб. - по тем временам деньги немалые. 
Внеклассное обучение
- А сколько сейчас учеников в вашей школе?
- Сейчас около сорока, в классе - 4-8 человек, но с каждым годом детей в деревне становится всё меньше. У нас основная общеобразовательная школа. Затем ребята ездят учиться в пос. Ува. Кстати, там наши ученики всегда занимают призовые места на олимпиадах. 
- Но если в школе ходит меньше полусотни детей, может быть, и школа такая не нужна? Пусть сразу учатся в посёлке.
- Статус деревни зависит от наличия в деревне школы, и нынешний председатель С.И. Злобин понимает и помогает процветанию школы.   По сути, в сельской местности школа выполняет функцию градообразующего предприятия. И я благодарен Сергею Ивановичу, который в своё время выступил в защиту сельской школы. В Англии, например, в сельских школах тоже по 5-10 учеников в классе. Но там такие школы не закрывают. А в России за последнее десятилетие более 10 тыс. сельских школ просто уничтожили.
- Свои путешествия вы с ребятами продолжаете? И куда теперь ездите? 
- Сейчас, в основном, ходим в краеведческие походы по республике, каждый год на Каму ездим, в Елабуге бываем. А так по России уже не путешествуем - дорого. Я думаю, детей важно учить истории не только в классе, но и в таких вот походах. Мы сначала долго вместе готовимся, разрабатываем маршрут, ребята читают книги по краеведению, ищут информацию в Интернете. И только потом отправляемся в путь.
- А ваши дети тоже пошли по учительским стопам?
- Нет. Но они избрали другую, не менее важную профессию. У нас два сына, Александр и Сергей. Оба окончили Академию МВД, оба служили в Чечне. 
Старший, Александр, в первую чеченскую кампанию служил там срочную, да и потом, после академии, дважды бывал в командировках на Кавказе. А младший, Сергей, тоже во время срочной службы в армии побывал в Чечне, был тяжёло ранен. Награждён орденом Мужества, который вручили перед строем Академии МВД.
Жизнь деревенская
- Сейчас в деревне народу всё меньше остаётся. А в колхозе-то есть, кому работать?
- В колхозе остаются работать лишь те, кто душой прикипел к деревне. Сельское хозяйство - весьма непростое занятие. Да и у нас, в основном, мясомолочное производство. Почва не урожайная, земля - сплошной песок. Зерновые сеют преимущественно на корма животным. Вот в прошлом году был самый урожайный год - собрали 20 ц с га, в этом - хорошо, если 15 будет. Да и ураган нынешнего года значительно потрепал крышу местной фермы, теперь нужны серьёзные вложения, чтобы восстановить кровлю. Значит, будут продавать коров… За последние годы в колхозе перестали выращивать свиней, овец, да и поголовье крупного рогатого скота значительно сократилось. Вот на частных подворьях в деревне раньше 100 коров было, а теперь только 7 осталось. Молодёжь сейчас в поисках работы стремится в город или в пос. Ува. Население постарше - вербуется на Север. Хотя в деревне жить можно - есть дорога, проведён газ. 
- А что вас держит в деревне?
- Здесь чистый воздух и экологически чистые продукты с собственной грядки. Птицы поют за окном, а летом в лесу - ягоды и грибы. Я люблю деревню и в город никогда не стремился.
СПРАВКА АИФ 
Евгений Эжбаев родился в 1957 г. в д. Большой Жужгес Увинского района. Вместе с женой их общий педагогический стаж составляет 71 год. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах