В Ижевск пришла календарная весна, а, значит, уже скоро из-под растаявшего снега покажется самый разнообразный мусор.В этот период город по старой советской традиции пытается очиститься от грязной зимовки с помощью субботников. Это помогает, но ненадолго и не везде.
Дёшево и сердито
На просторах Удмуртии сейчас насчитывается более 500 несанкционированных свалок. И это при том, что только в Ижевске работают более 20 компаний, которые занимаются сбором и вывозом мусора. Приобретая в магазинах разные товары, мы даже не задумываемся о том, что вместе с покупкой получаем и отходы - ту же упаковку, которая требует утилизации. А утилизируем традиционно - весь бытовой мусор складываем в контейнеры, а потом его везут на полигон и закапывают. Считается, что это дёшево и сердито.
Нужен диалог
Юлия Белобородова, руководитель компании «Омега-плюс», занимающейся сбором и утилизацией отходов, уверена, давно пришло время переходить на раздельный сбор мусора, это поможет значительно разгрузить полигоны и улучшит экологию городов.
Юлия Белобородова: - Сортировать и разделять отходы на полигоне сегодня практически невозможно, но это можно сделать на стадии его сбора. Зачем отправлять на полигон пластиковые бутылки, например, когда их можно сдать в городе организациям, которые отправят их на переработку?
Аргументы и факты: - Да, но с пластиковой бутылкой я по городу не стану ходить и искать место, куда её можно сдать!
Ю.Б.: - А вам и не надо! Я свой личный мусор разделяю в четыре пакета: обычные пищевые отходы, стекло, пластиковые бутылки и макулатура. Выношу это к контейнеру, а там каждое утро бабушка-дворник забирает то, что её интересует и сама относит туда, где это принимают, сдаёт и получает деньги. Для того чтобы наладить раздельный сбор мусора хотя бы в отдельно взятом многоквартирном доме, необходим своеобразный диалог жильцов с управляющей компанией, который будет поддерживаться районной администрацией и организациями, занимающимися сбором и переработкой вторресурсов. Как один из вариантов выглядеть эта схема может так: управляющая организация устанавливает контейнеры для стекла, пластиковых бутылок, макулатуры и непосредственно пищевых отходов, заключает договоры с организациями, которые занимаются переработкой вторресурсов. Сотрудники этих организаций приезжают и забирают «свой» контейнер. Оставшиеся пищевые отходы «едут» на полигон. Таким образом, уменьшив объём отправляемого на полигон мусора, мы продляем ему жизнь, а значит, оттягиваем момент, когда городу потребуется новая территория под свалку! Задача жильца в этом случае всего лишь правильно разложить свой мусор по контейнерам!
АиФ: - В предложенной вами схеме появляется большее количество участников - сразу несколько организаций, которые занимаются переработкой вторресурсов, грозит ли это жильцам увеличением платы за вывоз ТБО?
Ю.Б.: - Вообще-то на «своём» мусоре можно зарабатывать. Управляющая компания может продавать отходы переработчикам вторресурсов. К нам уже обращаются за консультациями, как организовать раздельный сбор мусора, руководители ТСЖ многоквартирных домов, представители администраций коттеджных посёлков. То есть там, где люди деньги считают - мусор собирают раздельно. На Западе, кстати, перерабатывается абсолютно всё! Вплоть до того, что пищевые отходы после сортировки идут на корм животным или на удобрения.
Мина замедленного действия
Начавшаяся в своё время всероссийская кампания по экономии электроэнергии многих подтолкнула заменить обычные лампы накаливания в своих домах на энергосберегающие. К сожалению, при этом мало кто знает, как правильно поступить с разбившейся или отработавшей своё «энергосберегайкой». Потому что самым популярным способом «утилизации» ламп в наших домах по-прежнему остаётся цепочка «веник-совок-мусорное ведро». Но нужно понимать, что кроме осколков из разбитой энергосберегающей лампочки высвобождаются пары ртути в количестве 2-3 мг. Предельно допустимая её концентрация в помещении составляет 0,01 мг/куб. м. И к этому пределу можно прийти, разбив всего одну энергосберегающую лампу в помещении с недостаточно активной вентиляцией.
Уже сейчас экологи говорят о том, что если в ближайшее время не решить вопрос утилизации энергосберегающих ламп, то через несколько лет к контейнерам с мусором в наших дворах станет опасно подходить, можно будет получить отравление парами ртути. Но даже если энергосберегающая лампа не разбита, а просто отслужила свой срок, её всё равно нельзя выбрасывать в контейнер для бытовых отходов, поскольку, вероятнее всего, она разобьётся там или при транспортировке на полигон. Москвичи, например, вопрос утилизации энергосберегающих ламп решили. Жители бесплатно сдают отработанные лампы либо в ЖЭК, либо в магазины, которые их продают. Юлия Белобородова, руководитель компании «Омега-плюс» считает, что уже будет хорошо, даже если просто в каждом подъезде появится контейнер для сбора отработавших энергосберегающих ламп и батареек, главное, чтобы они не попадали в общий контейнер!
Дефицит воды
Стихийные свалки в городе и вокруг него, допотопный способ утилизации мусора на полигонах - всё это приводит к загрязнению подземных вод и родников. Качество питьевой воды стремительно ухудшается, а в перспективе, как считает Иван Головков, гидрогеолог, руководитель научно-производственного предприятия «Геомониторинг», нас вообще ждёт водный дефицит. Иван Германович уверен, что Удмуртия вполне может потерять свой статус родникового края.
Иван Головков: - Мы совершенно бездумно обращаемся со своими водными ресурсами. По нашим многолетним наблюдениям в Удмуртии исчезают малые реки и родники, а качество воды в пока ещё сохранившихся источниках оставляет желать лучшего. Сегодня в Ижевске, например, всего 2 родника, воду из которых можно пить без опаски за собственное здоровье, это так называемый Важнин ключ и родник на ул. Ракетной. К полному исчезновению источников приводит несколько факторов: в первую очередь, нынешнее бесконтрольное бурение скважин. Если до 2002 г. в республике существовал специальный регламент на эти работы, и каждая скважина бурилась с разрешения гидрогеологической службы Управления Минприроды УР, то сейчас бурит, кто хочет, где хочет и как хочет. И второй момент, оказывающий влияние на исчезновение родников - это свалки, свалки и ещё раз свалки. Но есть и другие опасности для водных запасов. Представьте, то кольцо из коттеджных посёлков, которое выросло вокруг Ижевска, и подумайте, о том, как решён вопрос канализации в них, в каждом ли доме есть очистные сооружения и куда в результате всё это сливается?
АиФ: - На ваш взгляд, какие меры могут оздоровить экологическую обстановку в Ижевске и вообще в республике?
И.Г.: - Прежде всего, законодательство должно быть «по воде» у нас на федеральном, республиканском и даже муниципальном уровнях. Воду нужно защищать, это всё-таки источник жизни, и если мы воду потеряем, то что нас ждёт?! А ещё, я считаю, постоянно необходимо вести просветительскую работу. Даже детям с малого возраста надо объяснять, чем опасен мусор и каковы последствия загрязнения окружающей среды.